За кадром. Тренер Ва­лентин Астрейко объясняет, для чего фристайлистам хореографическая подготовка

Душой исполненный полет

Белорусские фристайлисты уже давно обосновались в числе мировых лидеров. Медали Олимпийских игр и чемпионатов мира, этапов Кубка мира и других соревнований тому прямое подтверждение. Прыжки с высочайшим коэффициентом сложности, которые выполняют наши спортсмены, не просто техничны — они еще и красивы. Над эстетикой лыжные акробаты работают ежедневно — в том числе на тренировках по хореографии.

Тренер по хореографии у ­нашей сборной — мастер сцены Ва­лентин Астрейко. Этому виду искусства специалист посвятил десятки лет: сначала восемь лет учился, потом — танцевал в Большом театре оперы и балета, Театре музкомедии и совсем недолго в перерыве между ними — в варьете, которое расширило его восприятие хореографии. Последние 38 лет хореография для Валентина Александровича не ограничивается одной лишь сценой. Еще в годы карьеры он начал работать со спортсменами — сначала в синхронном плавании, теперь — во фристайле.

— Конечно, специфика у синхронного плавания и фристайла совершенно разная. Первый вид — женский. Это балет на воде в прямом смысле. Девушки в синхронном плавании гораздо больше обучаются балету, чем фристайлисты. В их виде спорта важно все: и натянутость стоп, и растяжка, и физическая выносливость. Им нужна красота линий, резкость движений и координация. Синхронное плавание увлекло меня сразу — за годы работы я поставил значительное количество программ. А во фристайл попал волей случая. Мы с женой собирались переезжать в Санкт-Петербург, чтобы быть поближе к дочери. Я уволился с работы, готовился к отъезду, когда мне позвонил Николай Иванович Козеко и предложил поработать с фристайлистами.


Многие наверняка сейчас задаются вопросом: для чего лыжным акробатам танцевальная подготовка? Но Валентин Астрейко отвечает без раздумий:

— Хореография — это умение владеть своим телом. Координация движений, точное и красивое положение ног и рук, осанка. Развить все это помогают хореографические упражнения, которые в лыжной акробатике нужны и важны. Обезьяна ведь тоже прыгает, но человек должен делать это красиво.

Во время прыжка фристайлистам некогда думать о том, в каком положении, например, должны находиться их руки: каждое действие — будь то выпрямленная спина, поднятая голова или вытянутая рука — должно быть доведено до автоматизма. И в этом им тоже помогают тренировки по хореографии.

У станка — Анна Гуськова, Игорь Дребенков, Вячеслав Тимерцев и Павел Дик.

— У фристайлистов не та хореография, которую преподают в колледжах будущим артистам балета. Но основа та же: например, наши спортсмены выполняют немало упражнений у станка. Но мы отрабатываем только те движения, которые позволяют укрепить голеностопы, колени, спину, плечевой пояс, улучшить осанку и растяжку, важные для фристайлистов. Кроме того, мы на тренировках выполняем прыжки с вращениями, чтобы улучшить способность ориентироваться в пространстве. Будь то прыжок с поворотом на 180, 270, 360 или 90 градусов, спортсмен должен четко знать, как и в какой момент ему выйти из вращения. А ведь это тоже элемент хореографической подготовки.

Такие тренировки у фристайлистов проходят каждый день. Занятие длится 45 минут, и Валентин Астрейко делает все для того, чтобы работа не была монотонной: в один день спортсмены могут трудиться у станка, в другой — выполнять упражнения на координацию и развитие вестибулярного аппарата, после — на растяжку и так далее. Каждый раз наставник предлагает фристайлистам разнообразные движения.

— Поначалу команда приняла меня с настороженностью. Но нужно отдать должное спортсменам, все они очень ответственно подходят к своим обязанностям — понимают, что им это нужно. Я работаю не только с национальной и юниорской командами, но и со спортсменами — учащимися Республиканского центра олимпийской подготовки по фристайлу 8—10-летнего возраста. Помогаю, рассказываю, на что нужно обратить внимание. Еще одна задача, которую я вижу перед собой, в том, чтобы обезопасить спортсменов от травм. Во время тренировок по хореографии фристайлисты в том числе укрепляют связки и суставы, что должно привести к более низкому уровню травматизма. И я буду действительно счастлив, если хотя бы на один процент снизится риск получить травму.

Прыжок олимпийской чемпионки Анны Гуськовой.

К помощи хореографов прибегают во многих видах спорта, говорит тренер. Даже футболисты в европейских клубах используют в своей подготовке танцевальные движения, ведь они позволяют развивать моторику нижних конечностей. Обращаются к хореографии и фристайлисты других стран. Несмотря на то что сборные по лыжной акробатике стараются не раскрывать своих секретов подготовки (настолько высока сегодня конкуренция в этом виде спорта), профессионалу легко отличить прыжок спортсмена, не имеющего хореографической подготовки, от прыжка того, у кого она есть.

— У наших фристайлистов я вижу прогресс. Причем не только у национальной команды. Подрастает и талантливая молодежь, которой предстоит выйти на высокий уровень. Важно понимать, что успехи нашей команды зависят от работы очень большого количества классных специалистов. И я счастлив, если и мой вклад помогает общему делу. В прыжках ведь важна не только техника, но и эстетика. Хочется, чтобы выступления наших ребят были, как хорошая книга, которую хочется перечитать еще раз, чтобы каждый их прыжок, как писал Александр ­Пушкин, был душой исполненным полетом.

past@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter