Спортсмены выражают массовое недовольство условиями чемпионата мира по легкой атлетике в Катаре

Душное солнце пустыни

Чемпионат мира по легкой атлетике в Дохе набирает обороты и дарит богатую палитру эмоций. Пока, однако, в белорусской делегации говорят больше о погодных катаклизмах и организационных неувязках, чем о медалях…

Ирина Жук.

В воскресенье в секторе для прыжков с шестом повод для оптимизма дала Ирина Жук. До пьедестала не дотянулась, но с учетом того, что ставшая чемпионкой Анжелика Сидорова из России показала третий результат в истории — 4,95 метра, это совсем неудивительно. Ирина Жук в компании мировых супер­звезд освоилась вполне уверенно. Чемпионат мира она завершила, повторив установленный совсем недавно нацио­нальный рекорд — 4,70. Заказывала 4,80, пыталась брать 4,85 и на каждой из высот была близка к успеху. Нужно время. При этом ниже ее седьмого места в итоговом протоколе оказалось немало спортсменок, которых вполне можно было бы увидеть и на пьедестале. Одинаковый с Жук результат показали обладательница бронзы минувшего чемпионата мира Робейлис Пейнадо из Венесуэлы и олимпийская чемпионка Лондона Дженифер Шур из США. Жук показанные результаты рассматривает как промежуточный этап на пути к вершине и напоминает, что следующий сезон — олимпийский. К слову, ставшая чемпионкой Анжелика Сидорова с минувших двух чемпионатов мира возвращалась, не сумев взять даже начальную высоту.

Впрочем, ближе всех к наградам чемпионата мира в нашей команде пока оказалась Ольга Мазуренок — одна из главных героинь драмы, в которую превратился в Дохе марафонский забег. Мазуренок рассчитывала побороться за медали, долго готовилась в Африке, но в итоге сумела добежать до финиша только пятой. То, что добежала — уже подвиг. Из 68 стартовавших участниц женского марафона финишировали меньше половины. Мазуренок в итоге оказалась первой среди европейских спортсменок и лучшей из неафриканок. Коллеги-журналисты всерьез интересовались, вручат ли девушке какой-нибудь орден. Сама Ольга, не без труда сумев прийти в себя, не скрывала досады и возмущения:

— Я чувствую огромное опустошение. Пятое место, конечно, не провал: нужно объективно оценивать положение вещей. Расстраивает не только отсутствие медали. Я понимаю, что побеждает сильнейший, но для таких испытаний есть специальные соревнования, марафоны по пустыне, трехдневные забеги в Малайзии. Если же мы говорим о спорте высших достижений, стоит более профессионально подходить к организации. Дай бог, чтобы у сошедших все хорошо было со здоровьем. Есть ощущение, что сезон потрачен зря. Возможно, лучше было беречь силы. Хотя, с другой стороны, это хороший урок, потому что в Токио, думаю, будет что-то подобное. Но сейчас буду отдыхать. Даже не представляю, сколько времени потребуется, чтобы прийти в себя. 

«Горячий» марафон Ольги Мазуренок.

Президент IAAF, которая с недавних пор называется уже WA — World Athletics, Себастьян Коу старался подыг­рать организаторам и объяснить суть происходящих в атлетике процессов:

— Ландшафт в мировом спорте меняется, и мы должны успевать за этими переменами, чтобы не отстать от прогресса. К Олимпиаде в программе будут значительные изменения. В будущем они продолжатся. Чемпионат мира в Дохе — своего рода инкубатор перемен в легкой атлетике. Здесь вы уже видите смешанные виды, акцент в сторону равного количества соревнований и отношения к ним у мужчин и женщин, расширение географии, наконец, ночные старты марафонов.

Тем не менее о том, что в Международной ассоциации легкоатлетических федераций допустили ошибку, передав чемпионат мира Катару (о причинах в последнее время ходит множество разговоров), говорят многие из участников и тренеров. «Я шла, а вокруг на трассе лежали «трупы». Это было просто ужасно, и совершенно непонятно, кому и зачем понадобилось устраивать такие испытания на выживание», — недоумевала после финиша россиянка Сардана Трофимова. В WA к ультиматумам и просьбам оставались безучастны. Суть рассылаемых накануне соревнований по ходьбе (50 километров в условиях почти 100-процентной влажности!) официальных коммюнике сводилась к тому, что раз никто не умер, то и переносить или отменять соревнования, на одно лишь освещение трассы которых организаторами было потрачено порядка 20 миллионов долларов, никто не собирается. При этом врачи и тренеры в один голос твердили: подготовиться к этой бане просто невозможно. Доктор Аркадий Кириллов, не один год работавший с белорусской сборной по легкой атлетике и побывавший в самых сложных условиях, заявлял, что проведение таких марафонов попросту опасно: «Организм ночью не привык работать, тем более в таких условиях. Накачка его стимуляторами и кофе ни к чему хорошему не приведет». Известный марафонец Степан Киселев высказался еще жестче:

— Все, кто там бежал, — это герои. Слушал комментарии спортсменок после забега, и они правы: настоящее свинство проводить чемпионат мира в таком месте. Все решили деньги, из-за которых, видимо, и проголосовали за Доху.

Попытка Анны Малыщик.

К слову, так считает не только Киселев. Сегодня на чемпионате мира стартует программа десятиборья. Эти ребята, и в обычных условиях падающие без сил на финише, также пострадали еще до начала соревнований. Из-за жары программу их выступления сжали и втрамбовали в две вечерние сессии, заставив спортсменов бегать, прыгать и метать практически без перерывов. Чемпион мира, серебряный призер Олимпийских игр и действующий рекордсмен планеты в десятиборье француз Кевин Майер уже обрушился с критикой на организаторов чемпионата мира, назвав происходящее катастрофой. 

— Мы все видим, что происходит. На трибунах никого нет, а к жаре совершенно невозможно адаптироваться. Я понимаю, что нужно оставить разум в стороне и больше сосредоточиться на борьбе. В противном случае я бы просто бойкотировал эти соревнования. Но в любом случае все понимают, что при организации этого чемпионата мира о спортсменах и зрителях вообще никто не думал, и это все усложняет.

Напомним, что в соревнованиях многоборцев в Дохе примет участие белорус Виталий Жук, завоевавший бронзовую медаль на минувшем чемпионате Европы. 

КСТАТИ

Продолжением нынешнего чемпионата мира по легкой атлетике может стать крупный скандал. Накануне начала соревнований в газете «Гардиан» вышел большой материал, в котором приводятся схемы и суммы (порядка 4,5 миллиона долларов), которые позволили Катару заполучить чемпионат мира по легкой атлетике. Критику, которая с каждым днем становится все громче, похоже, услышали. Во время организованной на стадионе «Халифа» пресс-конференции представители AIU — независимого органа по борьбе с негативными явлениями в легкой атлетике — заявили, что начинают расследование по факту получения Катаром права на проведение чемпионата мира 2019 года. К слову, многие не исключают, что волной может зацепить и оргкомитет чемпионата мира по футболу, который Доха будет принимать в 2022 году.

К СВЕДЕНИЮ

Вчера вечером на стадионе «Халифа» за награды боролась Карина Демидик. Верилось, что 20-летняя прыгунья в высоту, установившая в нынешнем сезоне личный рекорд на гроссмейстерском уровне — 2 метра, а в квалификации чемпионата мира без единой осечки сумевшая выполнить норматив — 1,94, откроет счет белорусским медалям.

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter