Душевный прием

В стороне от репортерских троп
В стороне от репортерских троп

Если вам кажется, что выражение «напиться до чертиков» — лишь красивая метафора, вы глубоко заблуждаетесь. Психиатры утверждают, что в состоянии алкогольного психоза, которое в простонародье больше известно как «белая горячка», их пациенты на самом деле видят рогатых выходцев из преисподней. Некоторые впоследствии изображают их на бумаге. Кому–то мерещатся трупы на чердаке, кто–то слышит голоса, приказывающие спрыгнуть с балкона или толкнуть под поезд соседа... Один из клиентов Лепельской областной психиатрической больницы, где мне довелось недавно побывать, жаловался на то, что у него в животе поселились пчелы. Бедняга, несомненно, распорол бы себе живот, чтобы выпустить на волю мнимый жалящий рой, если бы его не начали вовремя лечить.

Удобно, анонимно, недорого

К счастью, не все доводят себя до крайности. Например, у 32–летнего руководителя фирмы Алексея хватило сил и мужества осознать глубину проблемы и добровольно «сдаться» докторам.

— Последние несколько лет стресс снимал стаканом водки или коньяка, после чего, разумеется, возникали проблемы в семье, на работе, — рассказывает свою далеко не радужную историю бизнесмен. — В праздники и вовсе беда: застолья растягивались на неопределенное время. В общем, 22 февраля, когда давление подскочило до 170/100 и мне по–настоящему стало плохо, я твердо решил заплатить деньги и подлечиться. Анонимно.

В наркологическом отделении Лепельской психиатрической больницы Алексея буквально за два дня поставили на ноги. Сейчас он чувствует себя нормально, собирается закодироваться. Если же говорить о расценках, которые утверждены Витебским облисполкомом, то выведение из состояния запоя обходится в 30 тысяч рублей в сутки (специалисты утверждают, что трех дней достаточно). А чтобы прожить все это время одному в комфортабельной палате с телевизором и холодильником, придется выложить еще чуть больше 15 тысяч.

— Я и больше заплачу, лишь бы никто не храпел над ухом, — делится впечатлениями Алексей. — А ехать, к примеру, в Витебск или вызванивать каких–нибудь знахарей по объявлению в столице смысла не вижу. Считаю, что у нас в райцентре условия приемлемые.

Новая жизнь старых стен

Лепельская областная психиатрическая больница начала работать сразу после Великой Отечественной. Она одна из старейших в стране. Еще лет 8 назад всерьез ставился вопрос о ее закрытии — облупившаяся краска на стенах коридоров, осыпавшаяся штукатурка, выдранные с мясом дверные ручки... Сейчас так выглядит лишь один из корпусов, закрытый в ожидании капитального ремонта.

— По тем временам, чего греха таить, наши помещения не соответствовали санитарным нормам и правилам противопожарной безопасности, — вспоминает главврач больницы Александр Копытов. — Однако после выхода Директивы № 1 облздрав начал обращать на нас более пристальное внимание, а из областного бюджета стали выделяться значительные суммы, что к 2005 году мы частично сумели провести капитальный ремонт.

В трех из четырех отделений уже заменили коммуникации, сантехнику, поставили новые окна, двери, обзавелись пожарной сигнализацией и извещателями, приобрели новые огнетушители, провели огнезащитную обработку чердаков. Чтобы стоимость работ не «зашкаливала», в больнице создали специальную строительную бригаду, в которую вошли столяр, каменщик, плиточник и два слесаря. Для этого даже потребовалось ввести дополнительную штатную единицу. Да и остальной персонал не оставался в стороне: кто–то помогал линолеум перестелить, кто–то — обои поклеить.

— У входа в администрацию мы сами переделали крыльцо, заменили несколько дверей, которые, к слову, собрал наш столяр Виктор Граховский, — хвалит подчиненных главврач. — Остается привести в порядок приемный покой и отделение, предназначенное для больных с острыми психическими расстройствами. Думаю, 110 миллионов рублей, выделенных на нынешний год, хватит. Главное — рационально и разумно их использовать.

Кроме людей с ярко выраженными нарушениями поведения, алкоголиков и пьяниц, проходящих медицинское освидетельствование перед отправкой в ЛТП, призывников, увиливающих от армии, в психиатрической клинике встречаются и вполне адекватные пациенты.

...Светлане 35. Несколько лет назад после неудачного падения у нее стала неметь левая сторона тела, появились сильные головные боли.

— Дважды в год я ложусь в больницу. Капельницы, уколы, физиопроцедуры, массаж — все это помогает мне нормально общаться с семьей, сохранить работу, — говорит Света. — Если бы не врачи, не исключено, что я бы уже была инвалидом.

Пациент всегда прав?!

Больница в Лепеле рассчитана на 190 коек и, кроме Лепельского, обслуживает еще Оршанский, Бешенковичский, Чашникский, Сенненский и Докшицкий районы. Помимо ремонта зданий, мебели и замены одежды, в последнее время здесь произошли и другие существенные изменения. К примеру, пациенты с острыми психическими заболеваниями больше не содержатся вместе с теми, кто платно лечится от алкогольной зависимости или попал в клинику по направлению военкомата. Кому необходимо, живут с решетками на окнах. Причем таких больных без их согласия или решения суда здесь никто насильно держать не имеет права. Остальные же свободно передвигаются по больнице или гуляют во дворе. Начиная с 2004 года каждому пациенту при выписке предлагают анонимно заполнить анкету.

— Благодаря такой форме работы в приемном отделении появился таксофон, нам удалось убедить руководство райкоопторга расширить ассортимент товаров в ларьке, который работает на территории больницы, — говорит Александр Копытов. — За последние два года у нас была лишь одна серьезная жалоба на медсестру. Этот вопрос мы решили внутри коллектива. Больше, к счастью, больница не фигурировала среди провинившихся ни в райисполкоме, ни на всевозможных «горячих линиях».

Грядет здесь и техническое переоснащение. Вдобавок к видеонаблюдению в приемном отделении планируется приобрести современный английский алкометр. Чтобы подвыпившие водители, доставленные сотрудниками ГАИ, не скандалили и не обвиняли врачей в подтасовке данных, эта хитроумная машина будет автоматически заносить в память компьютера результаты теста по определению концентрации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Не забывает главврач и о досуге пациентов. Как–то в одном из пустующих помещений он задумал оборудовать спортзал. Поставил тренажеры, волейбольную площадку соорудил. Сотрудники начинание поддержали — уже соревнуются друг с другом. Однако не исключает Александр Васильевич и такой возможности, что когда–нибудь в его больнице состоится волейбольный матч между медперсоналом и пациентами. Он всерьез считает, что физические упражнения, так же как и трудотерапия, могут значительно ускорить социальную адаптацию пациентов, а значит, благотворно повлиять на их выздоровление.

Компетентное мнение

Степан ЖУКОВ, заместитель начальника управления здравоохранения Витебского облисполкома:

— В прошлом году мы отремонтировали крышу областной инфекционной больницы, которая ведет свою историю с 1961 года. Областной детской клинической больнице и вовсе более 80 лет, но в ближайшие два года мы обязательно модернизируем ее хирургический корпус, операционный и реанимационный блоки. Солидные средства затрачены на реконструкцию патологоанатомического бюро в Витебске, на ремонт кровли Лиозненской ЦРБ. Местные власти поддерживают наши предложения по укреплению материально–технической базы, открытие больницы скорой медицинской помощи в Витебске посетил Президент... В ближайших планах нашего управления — ввод нового корпуса Городокской ЦРБ, капитальный ремонт роддома № 1 в Витебске. И это не считая Программы возрождения и развития села, согласно которой за минувший год мы привели в порядок 38 амбулаторий, ФАПов и больниц сестринского ухода.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter