Душевный праздник!

2 апреля — День единения народов Беларуси и России
2 апреля — День единения народов Беларуси и России

Разумеется, в деле интеграции сделано далеко не все. Жизнь в очередной раз доказала справедливость прописной истины: ломать — не строить. Но очевидные результаты неоспоримы. Во всех сферах. Они видны в прогрессирующем росте товарооборота. Во взаимной поддержке двух государств при диалоге с третьими странами и работе в международных организациях. В создании совместной группировки войск и фактически единой системы противовоздушной обороны. Во взаимодействии научных, образовательных и культурных учреждений. Во многих, многих других областях. Но все–таки трудно избавиться от желания задаться общим и конкретным вопросом одновременно: а в чем же все–таки главный итог 10–летия интеграции? В чем сконцентрирован весь ее смысл? Или мы еще не подошли к рубежу, на котором уместно об этом рассуждать?

Поделиться своими мыслями на этот счет я вчера попросил руководителя представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске Василия Шолодонова и посла России в Беларуси Александра Сурикова и обнаружил не просто схожесть, а даже некоторую тождественность оценок. «Смотрите на жизнь в комплексе. Увидите, что она стала лучше. Спросите себя: почему она такая? А потому, что мы имеем устойчивые экономические связи с Россией», — убежден Василий Шолодонов. А российский посол рассуждал так: «За эти 10 лет мы прошли путь от экономического краха к нормальному функционированию экономики и повышению уровня жизни людей. Двум странам удалось создать толковый экономический климат, благодаря чему происходит улучшение жизни народов двух стран». Вот над этим и имеет смысл поразмышлять предметно.

Приведу простой пример. Значительная часть мощностей Ярославского моторного завода изначально рассчитана на потребности нашего МАЗа. Разрыв хозяйственных связей в начале 90–х одинаково больно ударил по обоим предприятиям. И во многом именно восстановление кооперации позволяет сегодня заводам уверенно чувствовать себя на рынке. А ведь за ними десятки тысяч белорусов и россиян, которые наконец–то почувствовали твердую почву под ногами и обрели ясность представления о том, каким будет завтрашний день.

Помимо дизельного автомобилестроения, есть немало и других союзных программ. Сегодня около 8 тысяч российских предприятий поддерживают кооперационные связи с белорусскими партнерами. И это закономерно. Ведь еще с советских времен экономики моделировались так, что Беларусь производит конечный продукт, сырье и комплектацию для которого поставляет главным образом Россия. Здесь же и основной рынок сбыта. Но при этом трижды не прав будет тот, кто скажет, что нам интеграция была нужнее, чем россиянам. Попробуйте подискутировать об этом с рабочими тех самых 8 тысяч предприятий. Да и взаимный товарооборот под 17 млрд. долларов для России тоже не мелочь.

Да, сейчас тема номер один — Конституционный акт и единая валюта. Вопросы непростые, но логика развития интеграции нас закономерно подвела к их решению. Мы объединили усилия и стали жить заметно лучше. Признали, что главный итог всей политики единения последних лет именно в этом. От восстановления экономических связей подошли к развязыванию проблем другого уровня. Помните подписание соглашений о свободе передвижения, о равенстве прав в социальном и медицинском обслуживании, о согласованных принципах взимания подоходного налога? То есть нынешняя ситуация позволяет уже заниматься социальной тематикой. Устранением вполне конкретных неудобств, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. И уже следующим шагом станет обсуждение тем политического оформления союза и создания единой финансовой системы.

Отсюда и неоспоримый вывод: интеграционный процесс между Беларусью и Россией развивается последовательно, в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет сама жизнь, и обеспечивает выполнение главного ориентира — значительно содействует экономическому росту и повышению уровня благосостояния народов двух стран.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter