Эксклюзивное интервью с председателем центрального комитета Белорусского профсоюза работников культуры Натальей Авдеевой

Душевная мелодия

Говорят, что чиновник и творческий человек находятся как бы в разных пространствах. Но это только стереотип. Обаятельная Наталья Авдеева — председатель необычного профсоюза: работников культуры, информации, спорта и туризма. Уже потому, что Наталья Петровна опекает артистов, композиторов, художников, певцов, она — свой человек в белорусской богеме, в хорошем, конечно, смысле слова «богема». Но есть у этой красивой харизматичной женщины, политика, известного общественного деятеля еще одна грань таланта. Помню, как во время празднования юбилея театра «Знiч» она поднялась на сцену Белгосфилармонии и... запела. Чрезвычайно сложную для певца и ответственную песню «Молитва», запомнившуюся нам в исполнении Владимира Мулявина. И весь зал, даже многие знакомые Натальи Авдеевой, были поражены ее чудесным голосом и профессиональным исполнением.


— Наталья Петровна, ну не может у вас не быть музыкальной подготовки. Откройте секрет, вы действительно профессиональная певица, как мы все подумали?

— Мне повезло в жизни, потому что вместо игрушек в моем детстве были замечательные пластинки, музыка, которую исполняли мой отец и мой троюродный брат народный артист Леонид Иванов... И еще в одном мне тоже повезло. В Могилевском областном дворце пионеров и школьников тогда преподавал заслуженный работник культуры Роман Ефимович Шацев. Замечательный педагог, он помог мне поставить голос. Уже в девятнадцать лет я стала лауреатом республиканского конкурса вокалистов. Однако профессионально по этой дорожке не пошла. Так сложились обстоятельства.

— А можно немного технических терминов для таких дилетантов, как я? Как называется ваш голос?

— У меня колоратурное сопрано. Мой коронный номер, как многие считают, — «Заздравная» Исаака Дунаевского. Я пою то, что люблю. Для меня очень важны слова, содержание песни. Важно не просто спеть, но прочувствовать, дойти до сердец слушателей.

— Я знаю, что вы с легкостью поступили на актерское отделение театрально–художественного института. И не стали там учиться. Почему?

— Действительно, в моей биографии был такой факт. Мне было семнадцать. Я поступила, однако мне показалось, что я не готова встретить не только положительное, но и отрицательное, что может дать юному существу большой город. И забрала документы и поступила на филфак Могилевского пединститута, где был тогда мой дом.

— И все же у вас появился диплом режиссера, вы даже были директором и художественным руководителем одного из могилевских театров.

— Моя любовь к театру, музыке, стихам — это диагноз, который не отпускает. Рано или поздно я должна была заняться творчеством профессионально. Режиссировала, писала сценарии. В Могилевский областной театр кукол пришла в качестве директора и художественного руководителя одновременно — так было легче его поднимать. Сейчас театр в очень хорошей творческой форме, а его «костяк» мы формировали тогда. Я пригласила в театр режиссера Олега Жюгжду — и сколько премий и наград его спектакли взяли! Прошло время, и часть созданного в Могилеве замечательного коллектива уехала в Гродно, где кукольный театр стал процветать. Но и в Могилеве сохранился прекрасный потенциал.

— Вы же хотели быть актрисой. А в каких ролях видели себя на сцене?

— У меня не получилось бы, наверное, очень искренне показать женщину забитую, не имеющую права ни на слово, ни на дело. Сыграть сыграла бы, но так, как говорила Фаина Раневская — чтобы на сцене жить, а не играть, наверное, не смогла бы. Мне бы хотелось, чтобы у героини был сильный характер, самостоятельный. Конечно, иногда хочется побыть лиричной, спокойной, защищенной. Отдаться во власть крепкого мужчины, который тебя от всего закроет. Однако мы же понимаем, что в жизни не происходит так, чтобы все время тебя кто–то закрывал своими крыльями, разве что только Господь. Человек должен сам напрягаться, чтобы чего–то достичь.

— Вы не только талантливо исполняете чужие песни и стихи, но и пишете свои. Например, песню «Гранатовый браслет», в которой угадывается аллюзия на рассказ Куприна. Как человек творческий, который работает с творческими людьми, скажите: по вашим наблюдениям, всегда ли большой талант сочетается с выдающимися человеческими качествами? И можно ли простить таланту что–то такое, за что от обычного человека отвернулся бы?

— Плоды творчества и носитель таланта — это разное. Мы знаем примеры, когда тот, кто создал чудесный образ на экране, сочинил удивительное музыкальное произведение или стихи невероятной глубины, в личностном плане человек неудобный, неприятный. С другой стороны, я знала талантливых людей, которые, осознавая, что уходят из жизни, думали не о себе, а о продолжении дела, приводили на свое место преемников. Это пример моего троюродного брата Леонида Иванова, руководителя оркестра Могилевской областной филармонии, директора Могилевского филиала Белорусской государственной академии музыки. Он, зная о своей смертельной болезни, сделал все, чтобы на его место пришел воспитанник Могилевского музучилища, которое тогда возглавлял Леонид Иванов, выдающийся музыкант Николай Михайлович Алданов. Так должно быть. Вот к таким людям я отношусь с пиететом.

— А поете ли дома? И что просят вас обычно исполнить ваши близкие?

— Если в выходные дни я, как нормальная женщина, мама, жена, бабушка, становлюсь к плите и что–то там начинаю напевать, вся семья сбегается послушать: наконец–то что–то запела! Потому что в будние дни я предпочитаю в свободное время просто отдохнуть, помолчать.

— У вас есть рецепт, как не потерять творческое настроение, особенно холодными осенними днями?

— Я как–то написала стихотворение «Когда кончаются иллюзии — уходит радость из души». Нельзя жить без радости, без любви, без мечты, без прикосновения к прекрасному. А прекрасное есть во всем, только не ленитесь смотреть по сторонам. А то жизнь закончится, и ничего не успеете увидеть.

rubleuskaja@sb.by

Советская Белоруссия № 230 (25112). Среда, 30 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter