Источник: Знамя юности
Знамя юности

Душевная кухня Мавлюды. Почему повар из элитного московского ресторана не захотела покидать Беларусь

Переждать российский локдаун, вызванный пандемией коронавируса, Исмаил Облакулов и его мама Мавлюда решили в Старых Дорогах. И… остались. Теперь в райцентре их знают все. Путь к сердцу местных жителей Мавлюда завоевала кулинарным талантом – кроме привычной шаурмы, гурманы могут побаловать себя узбекским пловом и другими вкусностями.

Мавлюда нашла путь к сердцу жителей Старых Дорог

«Плов-центр» в микрорайоне Новый обминуть трудно. На бойком месте источающий пряные ароматы восточной кухни белый вагончик появился полгода назад. Официально павильон принадлежит повару Мавлюде Облакуловой, но управляет бизнесом по доверенности ее 25-летний сын Исмаил. Парень рассказывает:

– Свою первую точку с шаурмой на городском рынке открыли два года назад, когда решили осесть в этих краях. Людям понравилась мамина выпечка, и мы стали расширяться. У нее нет специального поварского образования, но это с лихвой компенсирует большой опыт. Мама – кулинар от бога. В Моск­ве ее готовку очень ценили. В гастрономическом центре в парке «Зарядье», известном интернациональной кухней бывших советских республик, даже мэра кормила.



Начинали семейное дело вдвоем, а затем наняли продавца и еще одного повара. Последнего, признается Исмаил, было нелегко найти в маленьком городе. Мавлюда обучила коллегу всем своим секретам, она в этом плане очень строга:
– Все должно быть четко по рецепту, а главное – с душой. Только так можно добиться уважения, а хорошая репутация для повара необходима: на кону и здоровье, и настроение людей.
Исмаил приглашает оценить кулинарный талант мамы
Организационные таланты Исмаила тоже пригодились, правда, диплом у парня по менеджменту в сфере медиабизнеса. Пока учился на вечернем отделении, подрабатывал в интернет-магазине, какое-то время таксовал в «Домодедово». На жизнь хватало, что-то откладывал. Не исключено, что со временем семейный бизнес они открыли бы в Белокаменной, но пандемия все поменяла. Исмаил вспоминает:

– Одна из моих сестер вышла замуж за белоруса. У свояка бабушка Оля родом из Старых Дорог. В молодости она познакомилась с таджиком, когда тот во времена Союза здесь служил. Вышла замуж и уехала с избранником в Душанбе, но родственные связи поддерживала. В какое-то время уже моя сестра ими воспользовалась и переехала с мужем сюда. На их приглашение мы и откликнулись. О вашей стране я знал по рассказам одногруппников в Москве, со мной учились трое бело­русов – отличные ребята. Сестра с мужем и детьми уеха­ли, к слову, в Москву. А вот мы с мамой, которая работает очень много, ибо не может по-другому, решили остаться. Год назад я женился, вот-вот на свет появится первенец.

Облакуловы даже вдалеке от этнической родины живут по традициям предков. Мавлюда специально съездила в Душанбе, чтобы найти сыну невесту. Свадьбу сыграли там же год назад. В Старые Дороги Исмаил вернулся женатым по всем обычаям своего народа:

– Моих сестер в 18 лет тоже выдавали замуж по договору родителей, а не по любви. Чувства появляются уже в браке. Жены должны следовать везде за мужьями. Для моей Мах­суды это было первое большое путешествие. Кроме Душанбе, она не видела ни одного города. В Беларуси мы нашли островок спокойствия, возможность зарабатывать, строить планы. Белорусы не лишились этой возможности даже в пандемию, когда весь мир закрылся на карантин. Здесь ценятся трудолюбие, инициатива, семейные ценности. Люди независимо от вероисповедания, традиций живут в согласии. В Таджикистане в первой половине 1990-х шла гражданская война. Многие вынуждены были покинуть родину. Те, кто помнит то время, по-другому относятся к возможности без боязни ходить по улицам, не волноваться за себя и родных. Тут у нас это есть. Остальное можно заработать, если не лениться.



Молодой человек не скрывает, что жизнь в большом городе его всегда прельщала своим ритмом и возможностями. Но комфорт мамы для него дороже собственного, объясняет Исмаил:

– В небольшом городке, где выбор у людей ограничен, конкуренции особой нет, найти постоянного клиента несложно. Не сомневаюсь, что с талантом мамы смогли бы раскрутиться и в мегаполисе – Москве, Питере, Минске. Но ей хорошо в Старых Дорогах, она другого склада человек. Да и устала от шумных улиц, где все куда-то спешат и не всегда отблагодарят за хороший сервис и доброжелательность даже улыбкой. У нас в генах за­ложено уважать выбор родителей и заботиться о них. В Таджикистане единст­венного сына в семь­е даже в армию не берут, а младший по традиции не уходит из родительского дома.
Маме хорошо здесь. Она считает Старые Дороги своим домом. А значит, он и наш тоже.
zakharov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter