Душа тянется к празднику

Древние греки и римляне очень любили праздники.
Древние греки и римляне очень любили праздники. Хлебом их не корми, а дай зрелищ! Письменные источники, памятники архитектуры, сохранившиеся до сих пор, поражают масштабностью проводимых праздников: от въезда триумфаторов в покоренные города и местности до гладиаторских поединков и Олимпийских игр.

Последующие события в истории стран и народов показали, что греко-римские приоритеты вовсе не были случайными. Правда, в средние века самыми массовыми зрелищами были костры инквизиции, но, как ни странно, они проходили при большом стечении любопытствующего народа.

Очень любили наблюдать за действием изобретения доброго доктора Гильотена французы. А немцы со времен славного рыжебородого Барбароссы предпочитали коллективно маршировать в разные стороны света с самыми благородными, естественно, намерениями.

Идеологические вожди советских времен тоже предпочитали видеть свой трудолюбивый народ вместе, скажем, на демонстрациях. Публичное волеизъявление верноподданнических чувств всегда ценилось достаточно высоко.

Другими словами, праздник во все века был не просто рядовым, преходящим событием, но отражал определенные умонастроения, свидетельствовал о духовном здоровье нации или проблемах в этой деликатной области. Выражал идеологические приоритеты в форме карнавалов, фестивалей, демонстраций и разного рода состязаний. Праздник был отражением оптимистического мировосприятия. Ведь трудно, например, представить себе веселые хороводы во время гибели Карфагена или зажигательные танцы в период бойни при Вердене во время Первой мировой.

История же нашей страны, переполненная событиями воистину трагического масштаба, дает основания для осмысления того простого факта, что праздников на нашей земле было недопустимо мало.

Мы не знаем таких карнавалов, которые ежегодно проводят, скажем, бразильцы и ирландцы. Мы не бегаем от быков, как это делают в Испании. Слово "фиеста" означает для нас исключительно автомобиль. Как ни тяжело это говорить, но наши главные праздники связаны с выживаемостью нации. Праздники победы над жестоким и беспощадным врагом, в том числе и тот, свидетелями которого мы только что были, показывают и степень нашей гордости за все, что уже сделано, и убеждают в возможности оптимистических альтернатив в будущем.

Однако надо признаться: сила исторической инерции, связанная с долгим и трудным существованием, действует до сих пор. Общенациональные праздники для нас скорее исключение, нежели правило. Мы зажаты, скованы и исторической традицией, и сформировавшимся менталитетом нации, в том числе пресловутой толерантностью. Главные праздники у нас - семейные, в узком кругу, когда даже сосед не знает, что произошло некое событие. Это не к тому, что семейные праздники - "второй наценочной категории". Это - к ограниченности праздников в нашей жизни.

Аксиома: человек не может только и исключительно трудиться. Можно, конечно, пахать от зари до зари, просиживать ночи за книгами и учебниками, но нельзя ограничивать себя в праздниках. И малых, и больших, и семейных, и национальных. Нам надо избавляться от привычки воспринимать жизнь исключительно в серых тонах. Вспоминаю поездку по Польше, когда вечером пришлось заказать такси и ехать достаточно далеко. Так как финансы традиционно поджимали, мы решились на деликатный вопрос таксисту - сколько наше путешествие будет стоить. И получили после глубокомысленного раздумья нашего водителя замечательный ответ: "То не будет так трагично". В данном случае важна не суть, важно отношение. Конечно, денег мало, но здесь та же логика, как и в известном пассаже, когда стакан можно считать наполовину пустым или наполовину полным.

Сказанное, конечно, не надо понимать в смысле призыва к непрерывным хороводам и пляскам. По большому счету, речь идет о приоритете радости в нашей жизни. Ведь ни для кого не секрет, что слово "отдых" частенько ассоциируется с количеством бутылок, а понятие "праздник" - с возможностью принять горизонтальное положение.

Мир, имеются в виду конкретные люди, постоянно двигается. Да, такую возможность дают в первую очередь материальные возможности, но признаемся сами себе, что ведь двигаться можно и по родному краю. А ведь для среднестатистического белоруса просто сдвинуться, чтобы посмотреть соседнюю область, - подвиг. Поднять себя, любимого, с дивана - еще какой подвиг. И это при том, что теоретически все и вс„ прекрасно понимают. Так что жужжать по этому поводу есть смысл и в том аспекте, чтобы убедить себя действовать подобным образом.

Важно еще и бережно относиться к тому, что уже есть, что накоплено. Те же советские демонстрации, при всем достаточно ироничном отношении к ним, реально давали миллионам людей чувство праздника вне зависимости от "идеологической компоненты". В начале 90-х эти "ростки социализма" задавили безжалостной рукой, сделав все возможное, чтобы превратить демонстрации исключительно в идеологическое действо. Ну что ж, демонстрации ушли, а что взамен?

Да, жизнь не стоит на месте, и мы меняемся вместе с ней. Однако ничто и никто не заставляет нас как вычеркнуть из нашей жизни накопленное предыдущими поколениями, так и создавать новое. В том числе и новые праздники.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter