Душа старого замка

Городок с красивым названием Мир, что в ста километрах от белорусской столицы, известен миру благодаря старинному замку. Этот памятник архитектуры внесен в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Сегодня в древних стенах, где открыт филиал Национального художественного музея, идут реставрационные работы. Завершить их планируется в 2010 году.

Вокруг старинных памятников зодчества всегда витает множество легенд.  Самая известная легенда о Мирском замке гласит, что в эпоху Радзивиллов между Мирским и Несвижским замками был прорыт подземный ход.   Говорят, по нему свободно могла бы проехать карета, запряженная тройкой лошадей. 
Более “камерная”,  бытующая только в Мире легенда — про привидение Софьи Святополк-Мирской, которую миряне ласково именуют “Сонечкой”. Сонечка, правда, не так охотно показывается людям, как ее “коллега” из Несвижа, знаменитая Черная Панна. Музейные работники шутят, что Софья часто уходит по подземному ходу к своей подруге в Несвиж.
Игорь Ложечник, заведующий сектором по научной работе  филиала Национального художественного музея Республики Беларусь “Замковый комплекс “Мир”, за десять лет работы ни разу привидений не видел. Да и замковые сторожа утверждают: сколько раз приходилось ночевать в замке — никогда гости из загробного мира не тревожили. Правда, прибавляют: все равно ночью в такой древней махине жутковато. Особенно когда от ветра скрипят башенные флюгеры. А вообще-то гораздо хуже привидений крысы. Серое полчище очень хотело бы захватить малонаселенный людьми реставрируемый замок. Музейные работники всячески приваживают окрестных котов и кошек. Четыре “защитника” уже освоились и уверенно ходят по двору и крышам. Сотрудники надеются, что по весне будет и пополнение усато-полосатых сторожей.
А про будоражащий воображение многокилометровый подземный ход Игорь Николаевич говорит:
— Между Несвижем и Миром 30 километров — это же протяженность линии Минского метро, которое роют уже который год, да при современной технике! Между замками — реки и болота, и при строительстве надо было бы, говоря современным языком, делать гидроизоляцию. Да и почвы у нас непригодны для столь масштабных подземных работ. Тем более что в другой интерпретации этой легенды подземный ход связывал Мирский замок аж с Новогрудским, а это и вовсе 50 километров.
Так что, как бы ни мечталось, чтобы у нас было свое, восьмое чудо света, при археологических работах ни в одном из упомянутых замков не было обнаружено ничего похожего на пусть заброшенный, пусть обвалившийся, пусть хотя бы просто начинавшийся строиться подземный ход.
Но есть легенды, которые полностью опровергнуть прагматики не в силах. В XIX веке к югу от замка, прямо под стенами, был большой плодовый сад. Во время реконструкции ландшафта последними владельцами замка князьями Святополк-Мирскими сад был вырублен. Князья собрались создать на этом месте искусственный водоем. А вырубать сад стали в период цветения деревьев, чего по народным поверьям ни в коем случае делать нельзя. Легенда гласит: сколько было вырублено деревьев, столько это озеро должно забрать жизней. Причем сколько именно деревьев срубили, никто не знает. По другой версии, при создании озера погиб молодой парень, единственный сын у матери. И мать прокляла озеро. Поэтому, дескать, тонут в нем только мужчины. Если говорить о фактической основе этой легенды, то в последние три года в замковом озере никто не тонул. А до этого, в самом деле, каждый год гибло по мужчине...
А вообще-то для историков, работающих в Мирском замке, все эти фантастические истории значат гораздо меньше, чем реальная историческая находка, которая на неискушенного обывателя не произведет большого впечатления. Например, записка, датируемая 1931—1932 годом, на клочке французской газеты, в которой мастер, расширявший по просьбе хозяев замка окно, оставил потомкам свое имя. Или выцарапанная на стене, уже почти неразличимая надпись и дата - 1812. Она уже заключена в рамку и останется после завершения реконструкции как деталь интерьера.
С мира по камню
Мирский замок был построен на рубеже XV—XVI веков белорусскими магнатами Ильиничами. С тех далеких времен возвышаются над Миром две “аутентичные”, как говорят историки, башни — юго-западная и центральная, в которой находятся ворота. Эти готические башни в отличие от остальных не перестраивал ни один из последующих владельцев. С XV века на южной замковой стене, высоко над землей, можно разглядеть каменную баранью голову. Легенда гласит: если ее выдернуть — по камешку раскатится весь замок.
— Языческий символ — баранья голова — вероятно, копия одной из голов, замурованных в фундамент замка в начале его строительства, — поясняет собеседник. — Принося в жертву баранов, люди просили богов о том, чтобы они оберегали новое жилище и их владельца.
В 1568 году последний из Ильиничей завещал Мир, замок и свой графский титул родственнику, сыну Радзивилла Черного — Николаю Радзивиллу Сиротке. Новым владельцам не по душе пришлись угрюмые, холодные и темные залы с узкими бойницами вместо окон и стенами толщиной в 3—4,5 метра. Они возвели вдоль северной и восточной стен светлые, изящные дворцы в стиле ренессанс, а оборонительную функцию возложили на валы с системой бастионов. В конце XIX века хозяевами замка становятся русские князья Святополк-Мирские, имеющие белорусские корни. В этот период, до начала XX века, замок постепенно разрушается, пребывает в запустении. В 20—30-е годы прошлого столетия Михаил Святополк-Мирский затеял было реконструкцию, но так ее и не завершил: работы требовали огромных материальных вложений (для примера: в 2006 году в реконструкцию Мирского замка было вложено 14 миллиардов рублей).  В 1939 году произошло воссоединение Западной и Восточной Беларуси, и последний владелец Мирского замка племянник князя Михаила Александр отбыл за границу.
До Великой Отечественной войны в отреставрированных помещениях работала артель “Новая жизнь”. А после освобождения Беларуси до замка по большому счету уже никому не было дела, и он тихо разрушался, озеро зарастало осокой, а некогда ухоженный парк дичал.
Памятник с характером
Постановление Совета Министров БССР о реставрации Мирского замка было подписано в 1978 году. С этого момента начат отсчет его последней, современной реставрации, которая будет завершена в 2010 году.
— Для подобного объекта три десятилетия на восстановление — не такой уж долгий срок,— поясняет Игорь Ложечник. — Помимо наружной и внутренней реконструкции необходимо еще установить в замке охранную сигнализацию, электропроводку, музейное оборудование, привести средневековое строение в соответствие с правилами пожарной безопасности, ведь узкие винтовые лестницы не могут служить пожарными выходами. Так что работы в авральном режиме тут просто недопустимы.
Уже через три года замковый комплекс “Мир” станет культурным и представительским центром. Здесь будут открыты конференц-зал на 200 мест с новейшим оборудованием и возможностью синхронного перевода, гостиница с двухъярусными номерами (сколько будет стоить проживание в замке, экономисты пока не подсчитали), сауна, а в подвалах разместятся уютные ресторанчики. Гостиничный блок и рестораны начнут работать уже в 2008 году. А церковь, построенная Святополк-Мирскими в 1903—1907 годах под стенами замка,  будет освящена в нынешнем году: директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов уже обратился с просьбой об этом к Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, Патриаршему Экзарху всея Беларуси. Пейзажный парк тоже со временем будет обновлен — уже определен новый видовой состав деревьев.
Большая часть замка станет музеем. Экспозиция разместится в 39 залах. Это первый в нашей стране опыт музеефикации замка, рассказал Игорь Ложечник. Музейный комплекс включит в себя экспозицию, посвященную Святополк-Мирским, — практически все экспонаты для нее уже собраны. Материалы из семейного архива предоставили потомки последних владельцев Мирского замка, ныне живущие в Польше, Франции, Англии, Канаде и США. К слову, некоторые из них впервые встретились и узнали друг о друге именно здесь, в Мире. Большие экспозиционные площади расскажут об эпохе Радзивиллов. Но чем дальше в глубь веков, тем сложнее собрать и восстановить экспонаты. Какой будет экспозиция, посвященная Ильиничам, сотрудники музея пока сказать затрудняются. В одном из больших залов планируется устроить столовую XVII века, в другом — охотничий или парадный зал с головами туров, зубров и кабанов (такой зал был в каждом богатом магнатском дворце). В неотапливаемых аутентичных башнях  разместится “холодная экспозиция” — реконструкция оружия и керамики, изразцов былых печей и каминов. В подвалах можно будет увидеть коллекцию медной посуды и дубовые бочки, в которых столетия назад хранили вино, а также средневековую замковую тюрьму.
— Этот год для нас, пожалуй, самый сложный из всех 14 лет реставрации, — говорит собеседник. — Все последние годы, несмотря на восстановительные работы, в юго-западной башне размещалась небольшая экспозиция. Теперь пришло время и в этой башне проводить реконструкцию, и экспозицию в сентябре 2006-го демонтировали. Между тем поток посетителей не сокращается, а показать им по объективным, не зависящим от нас причинам мы можем только центральную, въездную башню — голые стены и  еще тюремный подвал. Очень трудно объяснить посетителям, почему их теперь почти никуда не пускают...
Музейные работники планируют восстановить экспозицию юго-западной башни, как только там завершатся работы. Строители обещают управиться к середине лета, самой  жаркой туристической поре. Летом да еще в новогоднюю неделю этот памятник архитектуры из года в год переживает туристический бум. В чем секрет любви отечественных и зарубежных туристов к Мирскому замку? Ведь, несмотря на то что период реставрации — не лучшее время для туристов, ежегодно Мирский замок посещает от 60 до 80 тысяч гостей.
Говорят, Мирский замок мистическим образом влияет на историю белорусской земли: всякий раз, когда его принимались перестраивать или восстанавливать, начиналась война или случались иные общественные потрясения. Астрологи связывают это с названием города — Мир.
— Дело в том, что история Мирского замка хорошо изучена, — говорит Игорь Ложечник. — Она исчисляется веками, и каждый может найти в ней то, что ищет: если искать мистику — непременно найдется. Действительно, по завершении строительства Радзивиллами дворцовых частей  замка началась русско-польская, а затем Северная война.  Работы в замке едва успевали завершиться и перед Великой Отечественной, и даже перед развалом Советского Союза. Но гораздо чаще на протяжении веков реставрационные или строительные работы в Мирском замке начинались и завершались без всяких катаклизмов — просто об этом почему-то не вспоминают. Убежден, на этот раз реставрация благополучно завершится в намеченные сроки, и ничто этому не помешает.
Жители Мира этой легенды не любят и в нее не верят. О замке, башни которого вот уже шестое столетие охраняют город, уютно примостившийся под его стенами, здесь говорят: “Наш замок к людям добрый”. Известно ведь, что старинные строения со временем приобретают собственный “характер”, “душу”. В подтверждение своих слов рассказывают: когда в 1944-м Беларусь освободили, замок приютил более трех десятков семей, чьи дома уничтожила война. Топили буржуйки, в разрушенных башнях держали коров, свиней и кур, складывали сено. Играя на прогретом солнцем замковом дворе, подрастали  дети. До сих пор еще живы в Мире жильцы этой стихийно возникшей “коммуналки”. Вспоминают: хорошо жилось в замке — дружно и весело!

  Говорят, Мирский замок мистическим образом влияет на историю белорусской земли: всякий раз, когда его принимались перестраивать или восстанавливать, начиналась война или случались иные общественные потрясения. Астрологи связывают это с названием города — Мир.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter