Душа сочувствием полна

Отделения социальной помощи на дому помогают 77,5 тысячи пенсионеров и инвалидов
Отделения социальной помощи на дому помогают 77,5 тысячи пенсионеров и инвалидов

Минчанка Людмила Григорьевна Иванова, отдавшая почти пятьдесят лет воспитанию детей, не думала, что у нее будет такая старость — одинокая, немощная. «Всегда я была молодая, подвижная. Своих детей Бог не дал, а мужа уже девять лет нет. Сама потихоньку справлялась, да стали отекать ноги, и теперь ни погулять, ни в магазин не могу сходить. Только соцработники и спасают, — вздыхает Людмила Григорьевна, но ее лицо все равно светлеет при этих словах. — Если мне плохо, я могу позвонить Галине даже ночью, когда ее рабочий день давно закончился. Она и в поликлинику меня сводит, и продукты купит. И с днем рождения поздравить не забывает. Одно плохо — не каждый день она ко мне приходит, уж простите меня за этот стариковский эгоизм».

Моя собеседница из тех, для кого единственный помощник — государство. Отделения социальной помощи на дому обслуживают 77,5 тысячи нетрудоспособных стариков и инвалидов. Но только в Минской области более 142 тысяч одиноких и одиноко проживающих, причем каждый седьмой из них нуждается в поддержке. 28 отделений социальной помощи на дому должны протянуть руку помощи даже в самые отдаленные и малонаселенные уголки.

Начальник управления труда и социальной защиты Первомайского района Минска Галина Гриб рассказала мне, что сейчас 23 социальных работника обслуживают около 200 ветеранов и их становится все больше. Пожилых и одиноких пенсионеров, чья пенсия ниже прожиточного минимума, обслуживают бесплатно. В районе таких пожилых — 20. Но у половины стариков пенсия составляет в среднем 130 процентов прожиточного минимума. Около 190 пенсионеров получают социальную поддержку за плату. Это те, у кого вроде бы и есть близкие, но рассчитывать на них не приходится. Стоят услуги социального работника от 12 до 25 тысяч в месяц. За эту небольшую сумму к подопечному зайдут до четырех раз в неделю — в зависимости от того, может ли человек передвигаться самостоятельно, ну и, конечно, от его желания. Приберут в квартире, купят лекарства и продукты — в списке услуг более 100 пунктов.

Но главное — пожилой человек не чувствует себя одиноким. А простое человеческое общение и доброе слово порой намного важнее материальных благ. «Наши солнышки — так называют пенсионеры социальных работников, — говорит Ольга Гроерова, заведующая отделением социальной помощи на дому. — К тому же при необходимости с бабушкой или дедушкой побеседует психолог, проконсультирует юрист».

Для ветеранов открыт клуб «Золотая волна». «Организовываем, — рассказывает Галина Гриб, — различные поездки, например в Жировичи, прогулки по ботаническому саду, походы в театры и музеи. Наши дорогие дедушки и бабушки празднуют дни рождения, поют, а несколько лет назад даже... сыграли свадьбу. Две души все–таки встретили друг друга, пусть и в столь преклонном возрасте».

Так тепло о стариках заботятся не только в Минске. В Бобруйске, где живет моя старенькая бабушка, социальные работники просто спасают многих одиноких стариков, продлевают им жизнь. Становятся порой почти родным человеком. И приходят к своим подопечным в любую погоду, в любой день, даже выходной. Мы можем быть спокойны за наших стариков. Пусть подольше они живут.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter