В этом, по мнению коллекционеров, и состоит отличие ретроавтомобилей от современных иномарок
В дождливое субботнее утро площадь Свободы у минской ратуши превратилась в музей под открытым небом. Ралли на старинных автомобилях — зрелище, которое стоит раннего подъема и открытого зонтика на ветру.
Старт ретроралли в Беларуси был дан в 2008 году стокилометровым маршрутом. Нынешние соревнования уже третьи. Съезжаются на них не только минчане, но и коллекционеры из регионов. Есть гости и из соседних стран. Для них это возможность встретиться, поговорить о любимом занятии: реконструкция и модернизация таких авто — дело узкопрофильное.
— Видите, еще на красных номерах, давнишний. Даже не помню точно год, сейчас в техпаспорт глянем: 2002-й… — обходит кругом «Понтиак-Бонневиль» водитель Василий Урывский. — Из Штатов везли. Это не просто машина, это история. У нас такого не было. Да и сейчас водители и пешеходы замирают, когда выезжаем на дорогу. А какая девушка откажется прокатиться на таком авто?
«Олдтаймер-ралли» — соревнование, без лишней скромности, уважаемое, самое престижное в нашей стране как по количеству, так и по уровню автораритетов. Когда-то приверженцами благородного и изысканного спорта были лишь зарубежные аристократы, члены королевских семей и кинозвезды. К счастью, теперь такой «культурный спорт» могут себе позволить и белорусы. Правда, немногие.
Москвич Дмитрий Штеренберг на своей «Волге» 1961 года на минском ралли уже второй раз.
— Нравится мне у вас, соревнования хорошо организованы, — душевно признается водитель. — На разном «железе» помешан с детства. Могу выжать из своей красавицы и 110 километров в час. Но так ее не перетруждаю. Эти машины не сравнить с новыми: они не с массового конвейера, в них есть душа. Друзья и семья не понимают этого, крутят пальцем у виска. А я снимаю шляпу перед всеми коллекционерами: ехать на такой машине — это счастье.
В чем разница? Мне не терпелось проверить, и я напросилась в попутчики.
— Только не мешать, — строго предупредили на старте.
Я пообещала и тихонько села на задний кожаный диван «понтиака».
Караван машин под аплодисменты и фотовспышки стартует. Приключения начались прямо на светофоре. В притормозившем напротив блестящем джипе опустилось окно:
— Эй, друг, сколько стоит?
— Извини, не продается.
— Жалко. Я бы купил...
В субботу такой вопрос водителю Василию Урывскому задавали на минских улицах еще несколько раз.
— Мы привыкли к такой реакции, — говорит Василий. — Едешь на такой машине — кто посигналит, кто рукой помашет, кто просто улыбнется.
Круг по минским улицам, Вишнево, Ратомка — и едем на Заславль.
За час до этого все гонщики получили маршрут — дорожную книгу с «легендой», где указаны ориентиры: перекрестки, направления движения, расстояния, некоторые дорожные знаки и указатели. Экипаж состоит из двух человек: водителя и штурмана.
— Главное, в отличие от традиционных гонок, не скорость, а аккуратность и точный расчет. Ралли на таких машинах — не гонка, а умная игра, так называемые автомобильные «шахматы», — поясняют в пути.
Своих нюансов действительно полно: экипажи должны следить и за маршрутом, и за расписанием движения. Для этого по всему пути — множество пунктов контроля.
Я запоминаю и не могу оторвать взгляд от окна. В такой машине все выглядит по-другому: и соседние авто, и прохожие. Чувствуешь себя героиней фильма. И как же не хочется выходить и идти на остановку…
Фото: Виктория ТЕРЕШОНОК