Что мешает привлекать бизнес в благотворительность

Душа обязана трудиться

Волонтерская деятельность в современном мире приобрела массовое явление. Молодые мужчины и женщины, подростки, пенсионеры добровольно и на безвозмездной основе помогают жертвам насилия и траффикинга, инвалидам, пациентам с хроническими заболеваниями, беженцам, многодетным и неполным семьям. Тем не менее у нас некоторые варианты волонтерства до сих пор не закреплены законодательно. Отсутствует даже определение термина «благотворительная деятельность». А значит, в своем проявлении гуманности и милосердия люди сталкиваются с рядом проблем, связанных с отсутствием единого комплексного нормативного правового акта, регламентирующего их права и обязанности. Почему для популяризации идей гуманности в обществе не обойтись без четкого государственного регулирования? Что мешает привлекать в благотворительность серьезные бизнес-структуры? Как разработать грамотную фандрайзинговую политику, чтобы заинтересовать идеями доброделания как можно больше спонсоров и просто неравнодушных людей? Беседуем с генеральным секретарем Белорусского общества Красного Креста Ольгой Мычко.


— Ольга Викторовна, в действующем законе о БОКК волонтер — это физическое лицо, добровольно выполняющее работы или оказывающее услуги на безвозмездной основе. Согласитесь, звучит скупо и поверхностно.

— Да, вроде как потрудился милый человек на благо общества — и свободен. Поэтому сейчас мы полностью меняем подход к этой формулировке. Одно дело, когда волонтерство — разовый порыв, который мы, впрочем, тоже ценим, уважаем и приветствуем. Совсем другое — если это деятельность на постоянной основе. В таком случае организация вкладывается в человека — обучает его на местных и зарубежных семинарах и конференциях, оплачивает ему переезд, проживание и питание, если волонтер работает в зоне стихийного бедствия или занимается поиском пропавших людей. Отряд быстрого реагирования, например, имеет страховку по здоровью, которая, опять-таки, оплачивается из фонда БОКК. Мы заинтересованы в продолжении сотрудничества и хотим максимально поддержать волонтера, наделить его не только обязанностями, но и правами. Поэтому в новой редакции закона о БОКК термин «волонтер» предлагается уточнить: это физическое лицо, добровольно, регулярно или периодически участвующее в уставной деятельности БОКК на безвозмездной основе. Сегодня в Беларуси тысячи таких людей.

— Примерно два года назад БОКК при финансовой поддержке Швейцарского Красного Креста провело исследование, в результате которого выяснилось: 9 из 10 белорусов оказывают безвозмездную помощь, наиболее популярный способ — денежные пожертвования. Это, безусловно, отличный показатель. Но хотелось бы знать, как обстоят дела с привлечением серьезных ресурсов бизнеса?

— Здесь тоже есть значительные подвижки: выросло количество социальных проектов, реализованных по инициативе как самого населения, так и бизнес-структур. Другое дело, что таких финансовых вложений могло бы быть больше. К сожалению, в Беларуси спонсорство на многие цели не дает никаких преференций в виде налоговых льгот, как это принято в некоторых других странах. По сути, у предпринимателя, бизнесмена, руководителя крупной фирмы нет никакого стимула (кроме чисто человеческого стремления подставить плечо ближнему) оказывать кому-то материальную помощь. Нельзя забывать и про еще один существенный нюанс: доброделание принято замалчивать. Когда мы сотрудничаем с журналистами и просим их упомянуть в статьях спонсоров, без которых не состоялась бы ни одна акция, не воплотился бы в жизнь ни один проект, нам объясняют: все названия организаций из материала будут вычеркнуты, потому что это считается рекламой! Таков ныне действующий закон. А как, скажите, отблагодарить людей за их инициативу? У нас пока не выстроено формирование корпоративной культуры делания добрых дел. Неудивительно, что среди отдельных представителей отечественной бизнес-среды сложилось мнение, что благотворительность привлекает внимание проверяющих структур. Тогда как во многих западных странах финансовое участие бизнеса в гуманитарной деятельности, в социально значимых проектах — это показатель успешности, финансового благополучия и надежности, что автоматически улучшает имидж компании среди клиентов. К этому нужно стремиться и нам.

— В США, Западной Европе и России сегодня активно развиваются краудфандинговые платформы благотворительности.

— Краудфандинг — способ привлечения финансовых ресурсов для реализации или поддержки самостоятельных проектов (дословно с английского — «народное финансирование»). Это действительно большой шаг вперед в плане прозрачности адресности помощи: дарители четко осознают, на что именно или на кого именно они жертвуют деньги. У нас тоже есть несколько краудфандинговых площадок благотворительной и социальной направленности (первые из них заработали в 2011 году), однако их нужно создавать как можно больше. Еще одно относительно новое явление в Беларуси — фандрайзинг: целенаправленный систематический поиск средств и ресурсов для осуществления социально значимых мероприятий или поддержки социально значимых институтов.

Сейчас мы выступаем с предложением разрабатывать кобрендинг — совместный проект банка, организации или фирмы и Белорусского общества Красного Креста. Его суть заключается в том, что предприятие, которое на постоянной основе оказывает спонсорскую помощь нашей организации, предоставляет одежду, лекарства или другие ресурсы, получает право размещать рядом со своей торговой маркой эмблему Красного Креста или Красного Полумесяца, показывая тем самым, что с каждой единицы проданного товара определенный процент идет на благотворительность. Таким образом, каждый потребитель, который приобретает продукцию этого предприятия, тоже принимает участие в доброделании. Кроме того, организации, у которых есть право на размещение такой эмблемы, считаются наиболее уважаемыми и проверенными в мире бизнеса.

— Нельзя не затронуть тему громких случаев мошенничества, которые играют отрицательную роль при формировании общественного отношения к благотворительности. Столкнувшись с таким явлением, как сбор средств на лечение давно умершего человека или на ребенка, который в действительности ничем не болен, даже самый отзывчивый сто раз подумает, прежде чем снова делиться рублем со страждущим.

— Безусловно, творить добро или пройти мимо нуждающегося в заботе — это моральный выбор каждого из нас. Но для тех дарителей, кто готов помогать, нужно выстроить четкую и понятную схему. Привести к единому знаменателю все правовые акты, которые сегодня регламентируют благотворительную деятельность. Ни в одной стране мира государство не в состоянии удовлетворить абсолютно все нужды общества, поэтому важно поощрять и развивать социальные институты. К сожалению, у нас до сих пор есть ограниченный перечень целей, на которые можно предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь. На остальные — неуказанные — нужно получать специальное разрешение. Как была, так и осталась путаница с самими понятиями: спонсорская помощь априори не может быть безвозмездной, поскольку это помощь с отдачей, преследующая в основном рекламные цели. Для государственных организаций продолжают выставлять ограничения по суммам, выделяемым на добрые дела, — не более 1% годовой прибыли. Так что в плане совершенствования подходов к популяризации благотворительности в стране работы предстоит много. И ее обязательно нужно сделать.

В ТЕМУ

В современном мире, где милосердие и помощь ближнему приобретают все большую популярность и значимость в решении социальных проблем, многие страны принимают отдельное законодательство об общественно полезной деятельности (ОПД) и общественно полезных организациях (ОПО). Например, в Венгрии еще в 1997 году принят закон об ОПД, в Литве в 2002 году — закон о благотворительности и спонсорстве, годом позднее в Польше — закон об ОПД и добровольчестве. Причем в этих документах перечислен ряд конкретных целей деятельности, которые считаются приносящими пользу обществу. Это любительский спорт, искусство, помощь беженцам, защита потребителей, экология и защита окружающей среды, ликвидация дискриминации по признаку расы, этнической принадлежности, преодоление бедности, защита травмированных или находящихся под угрозой животных и уход за ними, а также многое другое. Льготы для ОПО предоставляются в виде освобождения доходов организации от налогов, предоставления государством субсидий или грантов, а также особого режима при получении госзаказов.

  konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter