Чему учат уроки живописи
В уютном здании картинной галереи приятно поговорить о прошлом и будущем. Людмила Шимбалева более 20 лет работает в сфере культуры:— Где были успешные экономические модели — там мы можем найти значимые артефакты. Поэтому чем больше у человечества появлялось свободного времени, тем быстрее развивались литература, архитектура, живопись. Современное общество поступает так же, и наша задача направить силы не на потребление чипсов и просмотр низкосортных ток-шоу, а на созидание. А для этого надо изучать лучшие достижения человечества.
Любовь к прекрасному Людмила Михайловна предлагает развивать с младших классов. Именно тогда дети начинают впитывать мир как губка. А какая ситуация наблюдается в школах сегодня? К словам делегата ВНС, произнесенным с трибуны, стоит внимательно прислушаться:
— Существует еще очень важный вопрос, на котором хочу остановиться, — предмет «Отечественная и мировая художественная культура». Во-первых, конечно, хорошо, что он вернулся в наши школы. Но на него отводится 45 минут в неделю, притом начиная только с 6-х классов. Всего полгода изучения в 9-х классах, а в 10-х и 11-х этот предмет и вовсе отсутствует.
Например, в планах на предстоящую пятилетку отмечено, что в системе общего среднего образования будет продолжена работа по обеспечению гибкости и модификации учебных планов, что позволит выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую ранней профессиональной ориентации и самоопределению. Предстоит формировать у учащихся инновационные навыки. Это даст нам новое поколение изобретателей и предпринимателей. Духовно-нравственное воспитание будет формироваться через изучение народных традиций, истории и основ культурных ценностей, привитие уважительного отношения к религии. Но важно, чтобы за словами последовали реальные дела. А то может получиться, как с астрономией: вся планета смотрит прямую трансляцию с Марса, а астрономию в наших школах превращают в факультативное занятие.
Полюбоваться на Пикассо
Мой диктофон накалился. С таким напором рассказывает о любимом и наболевшем опытный музейный работник:— Музей — это комплекс, где все картины, вещи, пространство — они вместе говорят. И говорить их заставляют художники, традиции музея и сотрудники, которые там работают. Музеи, по сути, занимаются просветительской деятельностью и гражданско-патриотическим воспитанием.
Понимая это, мы не стоим на месте: помимо традиционных форм — экскурсий и лекций, внедряем современные интерактивные креативные проекты. Музеи превращаются в культурно-досуговые центры, что влечет за собой необходимость появления маркетологов, культурологов, системных администраторов и других специалистов.
Действительно, в гомельской галерее за последнее время горожанам удалось увидеть Анри Матисса, Пикассо, Шишкина, целый ряд современных авторов. Есть программы по работе с молодежью разных возрастов. Здесь говорят, что любой скучный урок, а тем более классный час можно заменить походом в музей. Но кто поведет сюда детей, задается вопросом Шимбалева:
— Школьники приходят, учителя стараются. Но возвращаясь к вопросу об учителях мировой художественной культуры — извините, иногда эти уроки заменяют даже преподаватели физкультуры. Реальные ответственные за культуру в нашем образовании практически отсутствуют. И это не критика, это, можно сказать, рацпредложение, чтобы мы вместе делали наше общество образованным и всесторонне развитым. Согласитесь, человек, понимающий культуру, при решении многих жизненных вопросов будет более тонко чувствовать и действовать. Поэтому приобщение всех школьников к духовным сокровищам — насущная необходимость. С полноценным введением этого предмета в школьную программу добавится этот живой контакт с искусством — через походы на выставки, в театры, общение с художниками. Именно это и есть та ключевая часть доступа к нашему культурному наследию. Я не знаю, какой еще предмет школьной программы может научить переводить образы в слова и чувства и обратно, как не история искусств.
Здесь стоит отметить, что дело не столько в экспонатах, сколько в привлечении кадров в эту не самую доходную среду. Людмила Михайловна, подчеркивает, что только в Гомельской области более 9 тысяч единомышленников, которые порой работают за идею, а не за зарплату. И в то же время эту сферу нужно развивать, привлекать молодых специалистов и уметь удержать здесь профессионалов. А для закрепления молодых специалистов следует принять дополнительные меры по материальному стимулированию, и не только. Нужно, например, содействовать в решении вопросов улучшения жилищно-бытовых условий.
Уделять больше внимания местным талантам
Один из тезисов прошедшего форума, который определяет пути развития страны, — сильные регионы. Здесь в основном речь идет об укреплении экономической базы. Однако такие планы актуальны и для культурного развития Беларуси. В эпоху мировой пандемии старые связи нарушены. Например, выставка картин известного российского художника Никаса Сафронова с его участием в Гомеле пока откладывается. И это не первый срыв больших планов из-за закрытия границ. В таких условиях пришло время еще раз пристальнее взглянуть на наши белорусские ценности, подчеркивает Людмила Шимбалева:— Культура несет в себе генетический и исторический код нации. Марк Шагал, Гавриил Ващенко, Владимир Мулявин, Валентин Елизарьев, Александр Анисимов, Оксана Волкова — это имена, по которым нас узнают и по которым складывают образ Беларуси в мире. Я бы еще добавила: культура — это то, что у нас нельзя отнять, и то, что мы не можем потерять. Культура — это память поколений, и если эта память есть, то через нее можно объяснить и экономику, и политику в жизни народа.
В условиях закрытости границы из-за пандемии крупнейшие музеи Беларуси просто обязаны расчехлить свои ценные, но часто пыльные фонды. Столичные коллекции могут увидеть в своих городах жители Гомеля, Пинска, Барановичей, Быхова, Светлогорска. С другой стороны, больше внимания должно быть уделено местным талантам.
— Не зря 2021-й объявлен в нашей стране Годом народного единства, — добавляет директор галереи. — Если говорить о народном единстве не высоким слогом, а спуститься на земной житейский уровень, то это прежде всего умение ценить свою и чужую жизнь и соотносить свои интересы с интересами знакомых и незнакомых людей — в итоге целой страны. Культура стимулирует работу души, то есть сохраняет и приумножает человеческое в человеке. Сегодня это важно как никогда, потому что чем сложнее жизнь, чем глобальнее стоящие перед страной проблемы, тем принципиально большее значение приобретают душевные качества каждого из нас в отдельности и нации в целом. Только культурная нация может рассчитывать на будущее.
galkovsky@sb.by