Людмила Шимбалева: народное единство — это умение свои желания соотносить с интересами страны

Душа обязана трудиться

На прошедшем Всебелорусском собрании много говорилось о работе с молодежью, воспитании будущих поколений. Среди выступающих на форуме была директор гомельской Картинной галереи Г. Х. Ващенко Людмила Шимбалева. Она подняла тему культурного развития наших детей. Почему так важно быть частью человеческой цивилизации, разбираться в ее достижениях (и не только технических)? 

Чему учат уроки живописи

В уютном здании картинной галереи приятно поговорить о прошлом и будущем. Людмила Шимбалева более 20 лет работает в сфере культуры: 


— Где были успешные экономические модели — там мы можем найти значимые артефакты. Поэтому чем больше у человечества появлялось свободного времени, тем быстрее развивались литература, архитектура, живопись. Современное общество поступает так же, и наша задача направить силы не на потребление чипсов и просмотр низкосортных ток-шоу, а на созидание. А для этого надо изучать лучшие достижения человечества.

Любовь к прекрасному Людмила Михайловна предлагает развивать с младших классов. Именно тогда дети начинают впитывать мир как губка. А какая ситуация наблюдается в школах сегодня? К словам делегата ВНС, произнесенным с трибуны, стоит внимательно прислушаться:

— Существует еще очень важный вопрос, на котором хочу остановиться, — предмет «Отечественная и мировая художественная культура». Во-первых, конечно, хорошо, что он вернулся в наши школы. Но на него отводится 45 минут в неделю, притом начиная только с 6-х классов. Всего полгода изучения в 9-х классах, а в 10-х и 11-х этот предмет и вовсе отсутствует.

Например, в планах на предстоящую пятилетку отмечено, что в системе общего среднего образования будет продолжена работа по обеспечению гибкости и модификации учебных планов, что позволит выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую ранней профессиональной ориентации и самоопределению. Предстоит формировать у учащихся инновационные навыки. Это даст нам новое поколение изобретателей и предпринимателей. Духовно-нравственное воспитание будет формироваться через изучение народных традиций, истории и основ культурных ценностей, привитие уважительного отношения к религии. Но важно, чтобы за словами последовали реальные дела. А то может получиться, как с астрономией: вся планета смотрит прямую трансляцию с Марса, а астрономию в наших школах превращают в факультативное занятие. 

Полюбоваться на Пикассо

Мой диктофон накалился. С таким напором рассказывает о любимом и наболевшем опытный музейный работник: 

— Музей — это комплекс, где все картины, вещи, пространство — они вместе говорят. И говорить их заставляют художники, традиции музея и сотрудники, которые там работают. Музеи, по сути, занимаются просветительской деятельностью и гражданско-патриотическим воспитанием. 

Понимая это, мы не стоим на месте: помимо традиционных форм — экскурсий и лекций, внедряем современные интерактивные креативные проекты. Музеи превращаются в культурно-досуговые центры, что влечет за собой необходимость появления маркетологов, культурологов, системных администраторов и других специалистов. 

Действительно, в гомельской галерее за последнее время горожанам удалось увидеть Анри Матисса, Пикассо, Шишкина, целый ряд современных авторов. Есть программы по работе с молодежью разных возрастов. Здесь говорят, что любой скучный урок, а тем более классный час можно заменить походом в музей. Но кто поведет сюда детей, задается вопросом Шимбалева:

— Школьники приходят, учителя стараются. Но возвращаясь к вопросу об учителях мировой художественной культуры — извините, иногда эти уроки заменяют даже преподаватели физкультуры. Реальные ответственные за культуру в нашем образовании практически отсутствуют. И это не критика, это, можно сказать, рацпредложение, чтобы мы вместе делали наше общество образованным и всесторонне развитым. Согласитесь, человек, понимающий культуру, при решении многих жизненных вопросов будет более тонко чувствовать и действовать. Поэтому приобщение всех школьников к духовным сокровищам — насущная необходимость. С полноценным введением этого предмета в школьную программу добавится этот живой контакт с искусством — через походы на выставки, в театры, общение с художниками. Именно это и есть та ключевая часть доступа к нашему культурному наследию. Я не знаю, какой еще предмет школьной программы может научить переводить образы в слова и чувства и обратно,  как не история искусств.

Здесь стоит отметить, что дело не столько в экспонатах, сколько в привлечении кадров в эту не самую доходную среду. Людмила Михайловна, подчеркивает, что только в Гомельской области более 9 тысяч единомышленников, которые порой работают за идею, а не за зарплату. И в то же время эту сферу нужно развивать, привлекать молодых специалистов и уметь удержать здесь профессионалов. А для закрепления молодых специалистов следует принять дополнительные меры по материальному стимулированию, и не только. Нужно, например, содействовать в решении вопросов улучшения жилищно-бытовых условий.

Уделять больше внимания местным талантам

Один из тезисов прошедшего форума, который определяет пути развития страны, — сильные регионы. Здесь в основном речь идет об укреплении экономической базы. Однако такие планы актуальны и для культурного развития Беларуси. В эпоху мировой пандемии старые связи нарушены. Например, выставка картин известного российского художника Никаса Сафронова с его участием в Гомеле пока откладывается. И это не первый срыв больших планов из-за закрытия границ. В таких условиях пришло время еще раз пристальнее взглянуть на наши белорусские ценности, подчеркивает Людмила Шимбалева:

— Культура несет в себе генетический и исторический код нации. Марк Шагал, Гавриил Ващенко, Владимир Мулявин, Валентин Елизарьев, Александр Анисимов, Оксана Волкова — это имена, по которым нас узнают и по которым складывают образ Беларуси в мире. Я бы еще добавила: культура — это то, что у нас нельзя отнять, и то, что мы не можем потерять. Культура — это память поколений, и если эта память есть, то через нее можно объяснить и экономику, и политику в жизни народа. 

В условиях закрытости границы из-за пандемии крупнейшие музеи Беларуси просто обязаны расчехлить свои ценные, но часто пыльные фонды. Столичные коллекции могут увидеть в своих городах жители Гомеля, Пинска, Барановичей, Быхова, Светлогорска. С другой стороны, больше внимания должно быть уделено местным талантам.

— Не зря 2021-й объявлен в нашей стране Годом народного единства, — добавляет директор галереи. — Если говорить о народном единстве не высоким слогом, а спуститься на земной житейский уровень, то это прежде всего умение ценить свою и чужую жизнь и соотносить свои интересы с интересами знакомых и незнакомых людей — в итоге целой страны. Культура стимулирует работу души, то есть сохраняет и приумножает человеческое в человеке. Сегодня это важно как никогда, потому что чем сложнее жизнь, чем глобальнее стоящие перед страной проблемы, тем принципиально большее значение приобретают душевные качества каждого из нас в отдельности и нации в целом. Только культурная нация может рассчитывать на будущее.

galkovsky@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter