Душа болит...

По телевидению часто крутят страшноватый рекламный ролик, в котором монстроподобный мужчина рекомендует "у часы душэ›нага смутку" не "паддавацца адчаю", а обращаться в службу психологической помощи по круглосуточно работающему анонимному "телефону доверия".
По телевидению часто крутят страшноватый рекламный ролик, в котором монстроподобный мужчина рекомендует "у часы душэ›нага смутку" не "паддавацца адчаю", а обращаться в службу психологической помощи по круглосуточно работающему анонимному "телефону доверия". Даже несмотря на всю мрачность этого рекламного творения, люди очень активно звонят, чтобы получить квалифицированную психологическую помощь. Специалисты Минского городского центра психотерапии и пограничных состояний, на базе которого работает "телефон доверия", говорят, что порой за время 12-часового дежурства им приходилось принимать до 70 звонков. Потихоньку изживается стереотип, сложившийся еще в советское время, когда психиатрия пользовалась дурной славой, поскольку визит к психиатру означал только одно - психическое заболевание. А ведь иногда для людей, попавших в стрессовое состояние, промедление - смерти подобно.

Студентка, 17 лет. Очень домашняя, спокойная. Влюбилась в бывшего одноклассника, тот не отвечал взаимностью. Отравилась таблетками из домашней аптечки. Родители отвезли дочь в больницу скорой помощи, где ее вернули к жизни. После попытки суицида занимается с психологом.

По наблюдениям специалистов, в последнее время участились случаи обращения в службу психологической помощи молодых людей 17 - 25 лет. Психологи отмечают инфантилизм, неумение приспособиться ко взрослой жизни - ребенок все время жил с родителями, привык получать все, что пожелает. Вдруг жизнь начинает преподносить ему неприятные сюрпризы: не поступил в институт, любимый человек игнорирует... Короче, вся жизнь насмарку. Депрессия обеспечена.

Среди молодых пациентов также много тех, кто, начитавшись книг типа "Как стать богатым и знаменитым" Наполеона Хилла и Дейла Карнеги, пытаются излишне рационализировать свою жизнь, полностью подчинить ее какому-то плану. Например, закончить университет с красным дипломом, выучить английский, найти работу с зарплатой в 600 долларов. Но жизнь вносит свои коррективы: бросила любимая девушка, умер отец, на финансовом рынке дефолт - и преуспевающий сильный молодой человек плачет по ночам от бессилия, а днем испытывает такой стресс, что хоть веревку намыливай.

Огромное количество пациентов среднего возраста переживают тревожные расстройства из-за крушения привычной доперестроечной системы, уклада жизни (школа - институт - семья - работа - пенсия). Новые социальные условия предполагают активность, целеустремленность, если не сказать даже некоторую агрессивность. Для многих людей, выросших в советские годы, понятие "борьба за существование" значит не повышение своих профессиональных качеств и не поиск лучшей работы, а обретает форму некоей безысходности.

В то же время часты обращения к психотерапевтам внешне благополучных мужчин - преуспевающих профессионалов с хорошим заработком, здоровых и женатых, добропорядочных отцов семейств. Часто они сами не могут докопаться до ответа на вопрос, отчего им так тошно жить и почему ничего не хочется? Однако ответ лежит на поверхности - слишком большая загруженность на работе, отсутствие выходных и полноценного отдыха не дают им насладиться плодами материального богатства, ради достижения которого они так стараются.

Жены бизнесменов - еще один часто встречающийся тип пациентов. Их, как правило, тревожат навязчивые страхи. Муж задерживается на работе - видимо, у него есть любовница. Значит, он меня скоро бросит, а как же я потом буду жить? Эти страхи связаны с отсутствием социальной жизни, и максимум, что может сделать психолог, - это посоветовать устроиться на работу.

Девушка, 24 года. Работник банка. В 13 - 14 лет сильно поправилась, подвергалась насмешкам сверстников, упрекам родителей. В результате стала отказываться от еды, развилась нервная анорексия - неприятие пищи. Для устранения психологического барьера перед едой обратилась к специалисту.

Еще 10 лет назад никто и слыхом не слыхивал ни о каких анорексиях, булимиях, синдромах усталости. Вместе с изменениями социальной, культурной, духовной сферы меняются и диагнозы. Деятельность разного рода религиозных сект спровоцировала появление нового типа пациента - бывший сектант. Люди, вырвавшись "оттуда", не могут вновь приспособиться к реальной жизни, избавиться от жестких догм и установок. Частые пациенты психологов также и родственники сектантов, переживающие уход своих детей, жен, мужей из семьи. В последнее время все чаще стали приходить и звонить родственники наркоманов. Что делать, если сын не реагирует ни на какие увещевания и уже вынес из дома все вещи?

Конечно, психолог не вылечит наркомана или алкоголика, не предоставит работу, не заставит мальчика полюбить девочку - жертву несчастной любви. Но он может помочь пережить стрессовую ситуацию, найти выход из тяжелого положения. Как правило, каждый из нас знает ответ на жизненно важный вопрос, задача психолога лишь подтолкнуть нас к нему, навести на нужную мысль. Психотерапевт И.Вайнюнская, например, говорит, что она - такой же врач, как и все остальные. Почему, когда у нас заболевает горло, мы идем к доктору, а когда заболевает душа - предпочитаем оставаться один на один со своей бедой?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter