Бой с пеной
У остановки напротив ГУМа нас встречает Павел Важник, главный инженер Горремавтодора, и с ходу знакомит с маршрутом, по которому поедет спецтранспорт.— Мы сейчас начнем от площади Победы и будем двигаться в сторону улицы Бобруйской. Затем колонна развернется и доедет до улицы Козлова. Также мы обрабатываем раствором главные площади — сегодня посмотрите, как это выглядит, на примере Октябрьской у Дворца Республики.
Состав будет работать до раннего утра, а потом его смоют водой.
Специалист рассказывает, что дезинфекцию в столице начали проводить с 30 марта по регламенту, который Горремавтодор разработал вместе с Минским городским центром гигиены и эпидемиологии. Согласно первому документу обрабатывать нужно было остановки, лестницы, лифты и перила в подземных переходах. Но несколько дней назад, когда эпидемиологическая ситуация стала ухудшаться, взялись за план Б, добавив ко всему прочему мойку проезжей части, тротуаров и площадей.
На проспекте появляется первая машина: водитель включает распылитель и медленно орошает дезраствором тротуар. Следом «наступает» выстроенная в шеренгу спецтехника, ее задача — смыть грязь с дороги в прилотковую зону. Через минуту улица утопает в белой воздушной пене, а колонна двигается дальше в сторону вокзала. В это время еще одна бригада курсирует по Октябрьской площади: чтобы захватить ее всю, приходится сделать не один десяток витков.
Октябрьскую площадь «умыли» дезинфицирующим раствором.
Эпидемиологи уверены, что дезинфицировать проезжую часть и тротуары важно, потому что вирус долго держится на поверхностях.
— Вот это шоу! — не сдерживает эмоций наш фотограф, успевший поймать красочный кадр.
— Это не шоу, а наша работа, — поправляет его специалист Горремавтодора и дает водителям сигнал перемещаться на другую локацию.
Намыли до блеска
По слвам Павла Важника, дезинфицирующий раствор на дороги наносится один раз в сутки — ночью. До раннего утра состав работает (этот процесс называется экспозицией), а в первой половине дня его смывают технической водой. Апрельская погода нашим дорожникам только на руку: сейчас, при плюсовой температуре, жидкость не замерзает.Специалисты не забывают про обработку остановок, подземных переходов и лестниц.
— Перед началом смены спецтехника приезжает на специальную заправочную станцию, где в цистерны (одна, кстати, вмещает 9000 литров) заливают средства с дезинфицирующим эффектом. На 1 квадратный метр уходит примерно 1 литр раствора: чтобы обработать улицы Минска, мы используем более 10 000 тонн жидкости в сутки.
— А эпидемиологи вам объяснили, почему важно дезинфицировать проезжую часть и тротуары? — уточняю.
— Дело в том, что вирус долго держится на поверхностях. Например, человек шел по тротуару и плюнул, а ветер поднял в воздух пыль вместе с бактериями и разнес на десятки километров. Про обработку остановок и подземных переходов мы тоже не забываем: по ночам дезинфицируем скамейки, остекление, перила, двери, лестницы и лифты методом орошения — люди работают в респираторах и защитных костюмах. А вот днем протираем эти же места щадящими дезрастворами, которые применяются при уборке любых поверхностей в помещениях. Хотя это и можно делать в присутствии людей, предупреждаем их, просим отойти. Насколько я знаю, все относятся с пониманием и часто благодарят — так мы вносим свой вклад в борьбу с COVID-19.
glushko@sb.by