Дунайские волнения вышли из берегов

Прошло четверо суток с того момента, как волны протеста впервые захлестнули венгерскую столицу. По сообщениям, демонстрации прошли в ночь на четверг также в Пече, Сомбатхее, Дьере, Мишкольце и других городах Венгрии...
Прошло четверо суток с того момента, как волны протеста впервые захлестнули венгерскую столицу. По сообщениям, демонстрации прошли в ночь на четверг также в Пече, Сомбатхее, Дьере, Мишкольце и других городах Венгрии.

Предварительный итог — 220 пострадавших, более 150 задержанных. Несмотря на то что протестующие граждане ведут себя менее агрессивно, чем в первые дни, а полиция старается действовать избирательно, накал страстей по–прежнему очень высок. В частности, не меняется главное требование митингующих: действующий премьер–министр страны Ференц Дюрчань должен уйти в отставку. В свою очередь, глава кабинета заявил, что не намерен «потакать бунтовщикам» и покидать свой пост. Чтобы остановить беспорядки, венгерское правительство всерьез рассматривает возможность введения в Будапеште комендантского часа.

Какие выводы можно сделать из венгерских событий образца 2006 года? Об этом я поговорил с директором Центра системного анализа государственного управления Академии управления Валерием Суряевым.

— Главный урок из событий в Будапеште лежит на поверхности. Мы в очередной раз смогли убедиться, что вступление в Европейский союз — отнюдь не панацея для восточноевропейских государств. Брюссель — далеко не добрая фея из сказки, которая может одним взмахом волшебной палочки исцелить экономику стран–членов от всех болезней сразу. В то же время мнимое благополучие, построенное на обмане, может, подобно зданию с фундаментом на песке, очень быстро рассыпаться.

— Многие периодические издания сравнивают беспорядки в Будапеште с событиями в Венгрии 1956 года. В чем они схожи и каково их главное отличие?

— Аналогия между 1956 годом и современной ситуацией в стране неуместна. В то время недовольство значительной части венгерского общества лежало в сфере политики. Сегодня же все — и власть, и оппозиция — считают членство в ЕС и участие в НАТО внешнеполитическими приоритетами и ни на йоту не расходятся по вопросу «генеральной линии».

Главная же причина вспыхнувших беспорядков — неэффективность социально–экономической политики правительства социалистов. Вместо обещанной со вступлением в ЕС лучшей жизни венгерский обыватель увидел, как падает уровень жизни и как во всех ветвях власти процветает коррупция. В конце концов люди вышли на улицы.

— Мог ли Европейский союз повлиять на Будапешт и заставить его заняться своими внутренними проблемами?

— Европейские чиновники не отреагировали на сообщения об ухудшении социально–экономической ситуации в Венгрии, поскольку ее проблемы не отличаются от трудностей, которые уже не первый год испытывают как страны–новички из Восточной Европы, так и «европейские старожилы». Свидетельство тому — стычки между рабочими и полицией, которые произошли в прошлом году в Польше и Чехии, и манифестации недовольных граждан во Франции. Проблемы Венгрии ничем не отличаются. Если власти не прислушаются к мнению вышедших на улицы людей, то массовые демонстрации могут в скором времени повториться.

Кстати

Белорусов нет в числе пострадавших в результате массовых волнений в Будапеште. По словам пресс–секретаря МИДа Андрея Попова, каких–либо данных об ущербе имуществу либо жизни и здоровью наших граждан, включая сотрудников белорусского дипломатического представительства в этом городе, пока не поступало.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter