Белорусским товарам не хватает маркетинга и рекламы

Думать головой, работать локтями

НЕДАВНО друзья ездили в Литву. Привезли знаменитый местный черный хлеб и йогурты. Сказали, что вкуснейшие продукты. Присмотрелся к этикетке на йогуртах — «Made in Belarus». Оказывается, выпущены они в ОАО «Савушкин продукт». Это один из четырех отечественных производителей «молочки», которым после долгих проверок Евросоюз выдал экспортные лицензии. Они предоставлены также Верхнедвинскому маслосыродельному заводу, СП «Санта Бремор» и Березовскому сыродельному комбинату. Казалось бы, есть все возможности достойно заявить о себе на европейском рынке, только вот пускают туда нас скрипя сердце.

И не только молочную продукцию. В первом квартале года замер экспорт сахара и макаронных изделий, не пробились на тамошние рынки с колбасами, другими мясными продуктами. Устойчивым спросом в ЕС пользуется в основном отечественный казеин, а еще молочная сыворотка, дрожжи. Словом, товары с низкой добавленной стоимостью.

По данным Белстата, реализовано также 25 тонн хлеба и мучных кондитерских изделий, в основном в Германию. В Литву и Соединенное Королевство ушло 40 тонн йогурта и кефира. Литовцы также закупили большую часть экспортного пива, 15 тонн молока, сливок несгущенных и сгущенных. И это на весь Евросоюз. Согласитесь, мизер по сравнению с нашими возможностями. 

Но экономические барьеры нельзя недооценивать. На пути отечественных сыров и творога в Европу встают высокие пошлины и жесткие требования к производственному процессу. Так что наличие сертификата еще не гарантия того, что продукция сможет попасть на прилавки европейских магазинов. Поляки их тоже имеют, но попробуй найди их продукты питания в Германии или Франции. Нужны огромные деньги для продвижения товара, гибкой маркетинговой и ценовой политики. Молочный, к примеру, рынок в Европе жестко поделен в основном между местными компаниями, и чужаку просто нет места на нем, пусть у него даже сто допусков на бумаге. Например, чтобы продавать что-то свое в сетевых супермаркетах, надо заключить долгосрочный контракт. Именно за многомиллионные поставки и идет борьба. Это добрый кусок хлеба с маслом, о котором мечтает и за что борется, рвет зубами конкурента каждый производитель.

Так что же, остановиться на полпути, когда так важна для страны диверсификация экспорта? Думаю, что нет, но на европейский рынок надо выходить не отдельными предприятиями, а мощной промышленной группой, объединив финансовые ресурсы.

Главное — предложить продукцию по конкурентоспособным ценам. Скажем, ОАО «Савушкин продукт» нашло свою нишу в десертной группе цельномолочной продукции, и теперь брестские йогурты, кисломолочные напитки, творожные десерты составляют конкуренцию местным производителям.

Именно Литва для наших экспортеров может стать стартовой площадкой, выход на которую открывает дорогу на другие европейские рынки. С Литвой у нас по-соседски тесные межкооперационные связи. Да и товарооборот солидный, свыше миллиарда долларов. Эксперты, однако, говорят о том, что многие белорусские компании пока не используют возможности экспорта в Литву и ЕС по тем товарным группам, в которых мы имеем высокий производственный потенциал.

Основное препятствие для наших экспортеров — отсутствие опыта работы с европейскими торговыми партнерами. Белорусским товарам не хватает маркетинга и рекламы, чтобы они были грамотно представлены как менеджерам торговых сетей, так и конечным потребителям. Необходимо также провести первичную оценку рынка и определить основные тренды, уровень конкуренции, логистические затраты, но при этом учитывать правила регулирования экспорта в ЕС.

Думаю, нельзя не согласиться с такими выводами. Если получится, уверен, отечественная продукция сумеет произвести впечатление и на тамошнего избалованного разнообразием выбора покупателя.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter