Сказать «нет» толпе: истории о переосмыслении

Думать головой, а не телефоном

«Признаюсь — поддался влиянию толпы» — этой фразой привычно оправдываются сейчас те, кто участвовал в уличных сборищах. Но если в августе телеграм-каналы еще щедро сулили вседозволенность и безнаказанность, то в феврале в эти сказки верится с трудом. «Революционная» эйфория закончилась, ей на смену приходит отрезвление. И пока борцы за мнимую справедливость все еще надеются на «хуткую перамогу», более здравые молодые люди занялись осмыслением происходивших событий. Персонажи сегодняшнего материала — тому подтверждение. Практика угроз и оскорблений со стороны бчб-хулиганья — главная причина того, что имена героев изменены.


Слепая вера…

История 23-летнего К. началась еще задолго до августовских событий. Будучи подростком, молодой человек изучал и читал только оппозиционные СМИ. Именно тогда в голове у К. сформировалось негативное мнение о белорусском государстве, а все информационное поле поделилось на черное и белое. 10 августа К. вышел в город с друзьями для того, чтобы высказать свое несогласие с результатами выборов. В этот день его задержали. Молодой человек провел почти 5 дней в ЦИП на Окрестина. После этого на протесты он уже не выходил — боялся быть задержанным повторно.

Сам К. рассказывает так:

— Перед выборами я сказал своей подруге: «Я выйду на улицу, даже если это будет стоить мне жизни». Я слепо верил в то, что подают в интернете. Однако после осенних событий я стал анализировать ту информацию, которую получал. Благодаря мнению извне и переоценке собственных взглядов я понял, что в этом мире не все столь однозначно, как мне казалось. В определенный момент я просто осознал, что методы, которые предпринимались оппозиционными силами для достижения их целей, не имеют никакого смысла — они деструктивны. После 12 августа было несколько несанкционированных уличных шествий, которые с большой натяжкой можно было назвать мирными. И всегда они были навязаны телеграм-каналами и их администраторами. Как раз таки теми, кто в это время находился за границей. Теперь стараюсь анализировать новости сам, не обращая внимания на то, как их интерпретируют какие-то непонятные личности в интернете. Хорошо понимаю, что сейчас против государства развернута настоящая информационная война. И есть люди, которые считают, что на войне все средства хороши. В связи с этим приходится перепроверять информацию, постоянно делать фактчекинг.

Мне казалась очаровательной эта «борьба за справедливость»

22-летняя минчанка А. в августе, как и многие другие, с горящими глазами читала телеграм-каналы и думала: «Вот они, настоящие белорусы! Они создают историю». Душевный подъем девушки был как никогда высок. Но время шло, погода менялась, а обстановка почему-то праздничной не становилась. В какой-то момент А. заметила: в тех самых телеграм-каналах, которые вначале так задорно подбадривали боевым кличем, становится все меньше правды и появляется все больше предвзятости. Моя собеседница с горечью призналась: «Сначала мне казалась очаровательной эта красивая «борьба за справедливость». Люди, которые раньше вдохновляли меня своей решительностью, борьбой за равенство, все больше стали походить на обиженных подростков. Слишком много злости и агрессии, никак не привязанных к реальным политическим взглядам».
Во время жестких дискуссий на парах я периодически задавалась вопросом: неужели все у нас в стране плохо? Теперь уверена: нет.
Сейчас для девушки понятно одно: в первую очередь нужно начинать с себя, лично стараться сделать страну лучше, работать на свое будущее, не опираясь на ложные надежды, которыми кормят до сих пор. По мнению А., умышленно направленная агрессия, ненависть и пренебрежение друг другом — разрушительный путь, который вряд ли способен привести к справедливости.

Среди толпы

«В августе на меня очень сильно влияло окружение. Сверстники обещали фейерверки, реки шампанского и светлое будущее сразу после выборов — и кому ж не охота в это поверить?» — начинает свой рассказ 19-летняя студентка Д. В день выборов девушка кинула бюллетень в урну и сделала свой выбор, в котором по итогу разочаровалась. Потому что выбор оказался не ее. За нее подумали другие. В сентябре она поймет — поддалась влиянию извне. Студентка была в замешательстве, потому что многие из ее знакомых захотели «оставить след» в новой белорусской истории и оказаться среди толпы на улице:
Для них перестало существовать понятие «личное мнение», все разделилось на «правильное» и «неправильное», «черное» и «белое». Причем это были подсказки из-за границы.
— Для себя я четко решила, что меня там не будет. Потому что какие бы консолидирующие лозунги ни провозглашались, но 10, 20, 30 тысяч кричащих людей — это толпа. А толпа, как известно, способна порождать лишь хаос. Потом началась учеба в университете. И снова столкновение интересов. Снова давление. Снова ненависть и косые взгляды. Однако со временем я нашла тех, кто помогает отвечать на волнующие меня вопросы конструктивно и по фактам. К так называемым «лидерам мнений», которые давят лозунгами типа «те, кто не с нами, тот против нас», я больше не прислушиваюсь.

darya.gotovko@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter