Духовный контекст

В белорусском литературно–художественном и общественно–политическом журнале «Неман» готовится к публикации цикл бесед и интервью с личностями, чей вклад в духовное развитие Беларуси и России является бесценным фундаментом сохранения морального, нравственного пространства. Один из материалов — интервью со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II — мы предлагаем вниманию наших читателей...
В белорусском литературно–художественном и общественно–политическом журнале «Неман» готовится к публикации цикл бесед и интервью с личностями, чей вклад в духовное развитие Беларуси и России является бесценным фундаментом сохранения морального, нравственного пространства. Один из материалов — интервью со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II — мы предлагаем вниманию наших читателей.

— Есть мнение, что многие блага жизни человек получает как излишества и что это разрушает духовно–нравственные начала общества в целом. Но Церковь, как и многие светские культурные организации, стремится остановить разрушение духовных основ личности. Может ли Русская православная церковь свидетельствовать об оздоровлении общества?

— Жизнь нашей Святой Церкви, ее роль сегодня в современном обществе ставит перед нами много важных вопросов. На протяжении веков Россия строилась и укреплялась православием. И сегодняшняя общественная жизнь невозможна без возрождения духовно–нравственных начал, в значительной мере утраченных к настоящему времени.

Неисчерпаемый духовный и нравственный потенциал Русской православной церкви, ее многовековые традиции и опыт, ее вера и верность идеалам христианства сегодня как никогда востребованы обществом. Церковь возвещает нам, что без внимания к духовным основам жизни, без Бога и исполнений Его заповедей никакое внешнее благополучие, никакие знания не могут дать человеку полноты и истинной гармонии бытия.

Восстановление высоких моральных норм, нравственных устоев и традиций, основанных на православии, способно привести к возрождению народа. И то, что сегодня возрождаются православные храмы и обители, как на территории России, так и в Беларуси открываются многие духовные учебные заведения и организованы при церковных общинах социальные службы, является видимым свидетельством оздоровления нашего общества. Мы верим и надеемся, что семена, посеянные в душах людей за последние полтора десятилетия, дадут обильные всходы.

Осмысление подлинных человеческих ценностей семьи, подвигов, совершенных во благо Отечества, основанных на твердом камне православной традиции, сейчас остро необходимо. Отрадно, что многим общественным аспектам жизни содействует, помимо Церкви, еще и государство. Надеюсь, что этот диалог будет и в дальнейшем конструктивным и внесет свой вклад в понимание того, как строить нашу дальнейшую жизнь на основе высокой духовности, веры в добро и справедливость, во благо людей и будущего наших государств.

— Как с помощью православия, других традиционных религий избежать влияния на общество усиливающихся в последние годы экстремизма, ксенофобии, преступлений на национальной почве?

— Неуважение, оскорбления и даже насилие, направленные на человека другой национальности или цвета кожи, свидетельствуют в первую очередь об утрате культуры. Но если нарушаются нормы законодательства, то такие преступления должны наказываться по всей строгости закона, равно как и осквернение культовых зданий, публичное оскорбление национальных и религиозных чувств. Причем общество должно реагировать на такие преступления вне зависимости от того, кто пострадал — русский, белорус или представитель другого народа, наш гражданин или иностранец. Ведь национальные и религиозные чувства очень значимы для любого человека, вне зависимости от его принадлежности к меньшинству или большинству.

Главное же средство противостояния экстремизму — это все же воспитание. Ведь по–настоящему верующий и просвещенный человек никогда не станет экстремистом, фанатиком, агрессивным националистом. Вот почему Церковь призывает к получению школьниками знаний о разных народах и религиях, а главное — о собственной вере и культуре, будь то культура православная, исламская, иудейская, буддийская и так далее. Без правильного воспитания мы никогда не избавимся от социальных пороков. Через школу, культуру, средства массовой информации люди должны научаться любви к ближнему и своей Родине, нравственному поведению в личной жизни, семье и обществе, бережному и уважительному отношению к людям. Но прежде всего везде должны быть люди осознающие, что духовная мудрость человека определяется отношением к тем несчастьям, которые постигают его самого, его народ, Отчизну. Она измеряется тем, в какой степени мы готовы принять, осознать и даже оправдать те страдания, которые постигают всех нас, распознать в них не какую–то случайность, а крест, тяжелый крест, через который человек и должен обновиться и прийти к спасению.

Современная международная правовая система основывается на приоритете интересов земной жизни человека и человеческих сообществ перед религиозными ценностями. Такой же приоритет закреплен и в законодательстве многих стран — на нем базируется регламентация деятельности органов власти, образовательной системы и тому подобное. Нередко этот принцип используется различными общественными силами для открытого противостояния Церкви и христианской вере и радикального вытеснения христианства из общественной жизни. Однако предание Церкви не позволяет нам признать нормой складывающийся миропорядок, в основу которого полагается помраченная грехом человеческая личность. Мы твердо помним слова Христа Спасителя о будущем Церкви: «врата ада не одолеют ее» (Мф, 16. 18), и это обетование должно быть для нас не поводом к беспечной успокоенности, но понуждением к самоотверженному труду, к отстаиванию своей идентичности перед лицом стремительно меняющихся стихий мира. Церковь отвечает на вызовы нового времени, призывая к утверждению христианских ценностей в процессе принятия важнейших решений как на национальном, так и на международном уровне.

Я глубоко убежден в том, что открытость каждого народа, вне его принадлежности к той или иной конфессии, многоразличному Божию миру и готовность к диалогу с ним принесут достойные плоды только в том случае, если этот народ сумеет сохранить присущий ему культурно–исторический и духовный облик, обогащающий человечество.

— Сегодня много говорят о преподавании в школе «Основ православной культуры». Но как в России, так и в Беларуси существует много противников данного предмета. Что Вы можете сказать по этому вопросу?

— Общественная дискуссия о преподавании «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах ведется уже давно. К сожалению, многие противники этого предмета неверно понимают позицию Церкви или намеренно ее искажают. Ее обвиняют в стремлении силами светской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряется мысль о том, что «Основы православной культуры» — это Закон Божий, который Церковь намерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке. На самом же деле речь идет о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основе профессиональными педагогами. Иметь возможность прослушать такой курс — значит реализовать право будущего гражданина и просто образованного человека на необходимый объем знаний об историческом, духовном и культурном наследии родной страны.

Ведь вне религиозного контекста невозможно понять всю сложность нашей истории, без понимания духовных основ жизни народа немыслимо всерьез рассуждать о русской литературе, живописи, музыке. Возьмите, например, любой альбом по древнерусскому искусству, изданный в годы атеистического диктата. К каким уловкам, неуклюжим натяжкам и умолчаниям приходилось прибегать редакторам подобных изданий для того, чтобы вывести из–под внимания читателя очевиднейшее — величайшую духовную традицию, сделавшую возможным появление шедевров преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и бесчисленного множества иконописцев, имена которых история не сохранила для нас! То же самое можно сказать и о русской литературе, архитектуре, музыке.

На мой взгляд, мировоззренческая монополия материализма, поныне сохраняющаяся в российском образовании, очень серьезно повредила гуманитарным научным исследованиям в нашей стране. Если в сфере точных наук советские ученые достигли феноменальных успехов, то в области гуманитарных знаний все далеко не так благополучно. Полагаю, что сохранение такой ситуации губительно для будущего нашего Отечества.

Нередко высказываются опасения, что преподавание «Основ православной культуры» неизбежно повлечет обострение межрелигиозных и межнациональных отношений. Действительность свидетельствует об обратном. Во многих российских регионах «Основы православной культуры» давно уже преподаются, и до сих пор нигде не было зарегистрировано роста межнациональной или межрелигиозной напряженности. Наоборот, благодаря получаемым в рамках данного курса знаниям молодые люди лучше узнают и понимают друг друга, учатся взаимному уважению. Я считаю, что основы православной культуры — это культурологический предмет, и каждый молодой человек, который учится сегодня в нашей школе, обязан знать историю своей культуры. Что же касается граждан нашей страны, исповедующих иные религии, то они, конечно, должны изучать свою культуру, но должны знать и культуру страны, в которой они живут.

Кстати, многие представители российских мусульман, иудеев и буддистов неоднократно высказывались в пользу преодоления атеистического и агностического наследия в российской школе. В местах компактного проживания их единоверцев, а также в национальных школах крупных городов вместо «Основ православной культуры» или параллельно с ними может преподаваться аналогичная дисциплина на основе любого из традиционных для России вероисповеданий. И во многих местах так уже и происходит.

Весьма отрадно, что многие ответственные государственные деятели поддерживают эту инициативу, ибо только общими усилиями мы сможем преодолеть те недопонимания и разногласия, которые часто возникают в межрелигиозных и межнациональных отношениях.

— Ваше Святейшество, спасибо за предоставленную возможность задать Вам вопросы, которые сегодня волнуют многих...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter