Дуга напряжения

Известный политик, лидер парламентской фракции Петр Симоненко о политической и экономической ситуации в Украине
Известный политик, лидер парламентской фракции Петр Симоненко о политической и экономической ситуации в Украине

Петр Симоненко прилетел в Минск всего–то на полдня. За это время он должен был встретиться с Президентом, коллегами в нашем Парламенте и дать мне интервью. Ввиду очевидного приоритета двух первых задач и благодаря гостеприимности белорусов время, отведенное на нашу с ним беседу, постоянно сокращалось: у вас будет час, 40 минут, 15 — все суровее и суровее приговаривал мое редакционное задание его помощник по телефону. Вконец отчаявшись, я перехватил Петра Николаевича в аэропорту. Уж не знаю, что так подействовало на него, но с посадкой в самолет пришлось немного повременить...

Украина сейчас находится на острие пера всей международной журналистской братии, которая, если присмотреться, не такая уж и братия, — больно разнятся оценки произошедшего и происходящего в этой стране. Разумеется, я не мог упустить свой шанс задать уточняющие вопросы свидетелю, а в некоторых случаях и непосредственному участнику многих событий, о которых мне самому приходится писать...

— Петр Николаевич, что привело вас в Беларусь?

— Накопилось много вопросов, которые мне хотелось обсудить с вашим Президентом. В частности, в связи с возможностью вступления Украины во Всемирную торговую организацию я посчитал своим долгом обсудить с Александром Григорьевичем, каким образом это может повлиять на отношения с Беларусью. Я твердо убежден, что, рассматривая такие важные вопросы, как вступление в те или иные международные структуры, мы должны выяснять, как это скажется на наших соседях. Я удовлетворен тем, что наши дружеские встречи с Александром Григорьевичем стали системными. Мы с ним хорошо понимаем друг друга. Нас волнуют одни и те же геополитические проблемы, которые мы тоже обсуждаем.

— О геополитике. Президентские выборы представлялись как выбор между Западом и Востоком. Победил Запад. Однако его распростертых объятий Украина не увидела. Интеграционный выбор между ЕС и НАТО, с одной стороны, ЕЭП и ОДКБ — с другой, уже сделан или он еще по–прежнему актуален?

— К сожалению, эти два направления используются для спекуляций и намеренного противопоставления различных частей Украины. Это ярко было выражено как раз в период президентской кампании. Мы считаем, что направление интеграции нужно избирать исходя из того, какие цели перед нами стоят. Вот, например, сегодня Украине нужно решить следующие задачи: снизить уровень безработицы, снизить составляющую энергоносителей в себестоимости продукции и другие. Мы предлагали и предлагаем рассматривать вопрос о вступлении в Единое экономическое пространство как основу для решения наших внутренних проблем. ЕЭП — это практически 40 процентов мировых запасов нефти и газа, это ведущее место по редкоземельным металлам, это 50 процентов пресной воды, огромные лесные богатства... Кроме того, это вопрос рынка сбыта. Ясно, что с нашей продукцией мы сегодня далеко за пределы Украины не уедем. Она все еще будет нормально воспринята в Беларуси, России, но, увы, не в Европе. Сегодня же Украину ведут в Европу, но, на мой взгляд, ведут через Африку...

— Уже прошло полгода с момента прихода к власти новой команды. Экономическая ситуация в стране изменилась?

— Изменилась. Ухудшилась. За это время те, кто обещал нам рай на земле, привели нас к мясному и бензиновому кризису, сегодня, по сути, наступил кризис в сахарной промышленности, предполагается, что в ближайшее время возникнет и газовый. От политической агитации предвыборного периода они перешли к социальной демагогии. Например, делается предложение полностью открыть границы для импортного мяса. В итоге в Украину ввозят мясо глубокой заморозки, которое десятки лет находилось в резервах других государств. Оно идет в колбасу, цена на которую как была высокой, так осталась. При этом разоряется собственный производитель. Эта же социальная демагогия привела к тому, что в аграрном секторе убрали заслон для тростникового сахара. Украина производит 6 миллионов тонн собственного сахара из свеклы. Все это производство уничтожается. Половину сахарных заводов уже порезали на металлолом. И в целом труд сельчанина обесценивается. Это ваше благо в Беларуси, что вы сохранили крупнотоварное производство. Техника в наших хозяйствах на 60 — 80 процентов изношена. Новой техникой — если только это не белорусские тракторы — наелись и объелись. Потому что сначала как дешевый сыр в мышеловке предлагают «Джон Дир», а потом коленвал от него стоимостью чуть ли не в половину всей машины. И все уже сообразили, куда попали.

— А как обстоят дела с другой заявленной целью — борьбой с коррупцией?

— Нынешняя власть не только не победила, но и усилила коррупцию. Вот пример. Синие номерные знаки милицейских автомобилей, назовем их крутыми, раньше любой желающий мог купить за 2 — 3 тысячи долларов, сегодня — уже за 6 тысяч. И в целом объемы взяток увеличились в два–три раза.

— Судя по новостям, такое положение дел очень волнует руководство страны. Правда, одни называют происходящее борьбой с коррупцией, а другие то же самое —политическими репрессиями. Как вы думаете, чего больше в этом?

— Политические репрессии в Украине осуществляются только против коммунистов. Все остальное, что пытаются представить политическими репрессиями, укладывается совершенно в другую схему. Мы предупреждали, что после захвата власти новой командой олигархов будет передел собственности. Те олигархи, которые проиграли, сегодня оплачивают контрибуцию тем, которые выиграли. Идет дележ той собственности, которая является наиболее рентабельным производством и приносит сверхприбыли. Тот, кто раньше, по сути, был вором в законе, сегодня, накопив огромные деньги, купив себе мандат депутата или другое — представителя во власти, этой властью пользуется для того, чтобы сделать законным свое воровство.

— А как вам цифра в 18 тысяч уволенных чиновников?

— Практически нигде у нас нет свидетельств того, что возрастает профессиональный уровень власти в целом, что на смену пришли честные и порядочные. В этом смысле ничего не изменилось. Я могу сказать, что губернатором крупнейшей области назначается наперсточник...

— ... в кавычках?

— Никаких кавычек, настоящий наперсточник. Губернатор другой области на автомобиле сбил насмерть человека. На такой скорости ехал, что, извините, размазал по асфальту. Тем не менее назначают и его. Третий покупает эту должность. Вы должны понимать, почему я с такой тревогой об этом говорю. Потому что на наших уроках должны учиться те, кто не хочет совершать подобные ошибки. Сегодня в парламенте Украины 300 из 450 депутатов — долларовые миллионеры. Казалось бы, пришла другая команда во власть, но они имеют точно такой же капитал, только при Кучме были отодвинуты от государственного корыта. Кроме того, эта команда зависима от Запада, потому что их капитал находится за пределами Украины. Под предлогом борьбы с «отмыванием» денег, борьбы с терроризмом их счета блокируют и фактически принуждают вести себя так, как это выгодно западным политикам. Почему я в Беларуси всегда советую быть предельно внимательными с использованием капитала — потому что вывоз капитала за границу обязательно приводит к усилению зависимости страны.

— В дуэте Ющенко — Тимошенко в последнее время, если судить по публикациям в прессе, все чаще слышится некий диссонанс...

— Скорые парламентские выборы, политическая реформа, которая предполагает перераспределение полномочий между президентом, кабинетом министров и парламентом, возбуждают подковерную возню в структурах власти. Почему? Одни олигархи вкладывали в Ющенко деньги, приблизились к нему и имеют полномочия, а с 1 января, после реформы, уже те, которые пошли в кабмин, будут иметь больше полномочий.

— Для нас здесь вполне ожидаемым, но все равно неожиданным стало совместное заявление Виктора Ющенко и Джорджа Буша по Беларуси, сделанное в Вашингтоне.

— У нас оно тоже вызвало возмущение, хотя всего лишь подтвердило то, о чем предупреждала наша партия — коммунистов. Есть одна деталь, о которой мы открыто должны сказать нашим белорусским братьям: будьте как можно более внимательны. Конгресс США выделил «на демократию» в Беларуси миллионы долларов. А Квасьневский, по сути дела, передал Украине эстафету. Так вот, на территории Украины на базе тех структур, которые были созданы американцами на выборы нашего президента, сегодня готовят уже граждан Беларуси для ведения подрывной деятельности на территории Беларуси. И в целом Украина активно проводит сегодня линию на формирование балто–черноморской дуги противостояния. Я считаю, в дальнейшем будут усложняться отношения с Россией по вопросу Черноморского флота. И нынешняя политическая власть в Украине уже педалирует вопрос вывода. Я не говорю, что это сразу откроет путь в Севастополь для шестого американского флота или военно–морских сил альянса. Но это практически будет снова отрывать Украину и бросать ее в фарватер интересов НАТО. У меня и многих граждан это вызывает неприятие.

— Какую позицию по отношению к Беларуси занимает нынешняя политическая элита Украины, мы уже знаем. Но неужели ей удалось резко изменить на негативное и общественное мнение?

— Нет. И мы для этого прикладываем много усилий, которые, я думаю, возымели определенный эффект. Мы имеем сегодня нашу мощную республиканскую компартийную газету, где излагаем объективно информацию о Беларуси. Мы способствуем прорыву информационной блокады, для того чтобы противостоять теле– и радиоканалам, которые находятся в руках крупного капитала и искажают действительность, мягко говоря, а фактически клевещут на Беларусь, преподнося те или иные сообщения как сообщения из страны, где «тоталитаризм», где «ущемляются права и свободы». Психологически большинство людей очень положительно относятся к белорусскому народу. Большинство, я утверждаю, с глубоким уважением относятся лично к Александру Григорьевичу Лукашенко. Его позиция принципиального руководителя, там, где надо, проявляющего жесткость, особенно когда отстаиваются интересы белорусского народа, когда то, что ранее создано, в Беларуси сохраняется и приумножается для будущих поколений, — все это находит положительную оценку. И мы лично делаем все от нас зависящее, чтобы в том числе и молодые люди помнили: мы с вами — братья...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter