Беларусь на международных шоссейных велогонках теперь представят два профессиональных клуба

Дуэт на шоссе

В свое время появление клуба «Минск» вдохнуло новую жизнь в несколько забуксовавший вид спорта. Со следующего сезона у «минчан» появятся земляки-конкуренты — FEREI. На сайте Международного союза велосипедистов этот клуб по-прежнему значится украинским, но лицензия у него уже белорусская. Да и сам он в скором времени сменит прописку.


Фактически предстоящий сезон не будет для FEREI дебютом. Команда уже год откаталась по дорогам Европы и Азии, правда, под украинским флагом. Смена лицензии в велосипедном мире — дело не такое уж и редкое. Тем более что в составе учредителей нового клуба сразу несколько белорусов. Менеджер команды Кирилл Клименков вариант составить конкуренцию «Минску» отметает с ходу — разные весовые категории:

— Если проводить параллели, например, с футболом, то «Минск» — это «Динамо» или БАТЭ, а мы что-то вроде «Крумкачоў». Собрались несколько друзей — из Китая, Финляндии, Беларуси — и решили сделать континентальную велокоманду с полностью частным бюджетом. Нашли спонсоров. В прошлом году зарегистрировались в Украине, так как в составе были в основном украинские гонщики, да и вопросы с регистрацией там было проще решить. Мы опоздали со сроками заявки. Но при этом изначально собирались перевезти команду в Беларусь, и вот удалось это сделать.

С точки зрения Международного союза велосипедистов, статусы «Минска» и FEREI одинаковы: континентальные клубы. На два этажа ниже тех, что участвуют в самых престижных многодневках Мирового тура, на этаж ниже Про-тура. Таких в мире наберется порядка полутора сотен. В действительности же весовые категории у двух белорусских клубов разные. В «Минске» — бюджет, позволяющий развивать шоссейное, трековое направления и задумываться о BMX и триатлоне, собирая лучших гонщиков страны. У FEREI — амбиции и желание дать возможность заявить о себе молодым спортсменам. Клименков объясняет: «Наши финансовые возможности раз в 50 уступают тем, что есть у «Минска». Но мы уже в минувшем сезоне на некоторых гонках ехали вместе с ребятами из «Минска», и не скажу, что катастрофически им проигрывали. Нам просто это интересно. Хочется сделать что-то новое в белорусском велоспорте». 

В списке наиболее актуальных вопросов для каждой велокоманды сразу после спонсоров значатся гонщики. На хороших спрос серьезный. Элитных можно сосчитать по пальцам. В Беларуси, например, к таковым сегодня можно отнести разве что Василия Кириенко и Александра Рябушенко из Team Emirates. Их, понятное дело, и «Минск», и FEREI заинтересуют вряд ли. За остальных формально командам предстоит поспорить, но пока серьезного противостояния не намечается. Член исполкома Белорусской федерации велосипедного спорта Алексей Иванов, занимающий также пост директора велоклуба «Минск», объясняет: «В FEREI уходят те, кто по каким-то причинам не подошел для «Минска». Ребята хотели иметь шоссейный календарь, а здесь контракт с ними не продлили, посчитав, что они не соответствуют тем целям, которые ставит перед собой клуб. Гонщики оказались свободными, нашелся вариант трудоустройства…» 


У ребят из FEREI взгляд более оптимистичный. Говорят о возможности дать дорогу новому поколению. К слову, из шести белорусских гонщиков команды трое совсем молодых по велосипедным меркам спортсменов. Например, в 19 лет занявший четвертое место на многодневной гонке на призы «Сельской газеты» Владислав Кибисов. До недавнего времени лидером команды был победитель этой гонки Евгений Ахраменко. В будущем сезоне он, правда, решил сосредоточиться на треке, который в сферу интересов FEREI пока не входит. На сегодняшний день «титульную», белорусскую, часть состава составляют призер чемпионата Европы (U23) Константин Клименков, чемпион мира на треке и чемпион Европы в категории U23 Антон Музычкин, чемпионы Беларуси (U23) Алексей Пешкун и Илья Волков, Александр Сарока и Влад Кибисов. Для страны в любом случае появление второй профессиональной велокоманды — плюс. Формально считающийся конкурентом FEREI Алексей Иванов объясняет, что, по сути, оба клуба будут делать одно дело и развивать этот вид спорта:

— Для Белорусской федерации никаких привилегий от того, что в стране две команды, нет. Однако с точки зрения повышения имиджа это, безусловно, важно. К тому же в Беларуси есть немало гонщиков, которые пока или уже по своим параметрам не могут выступать в клубах Мирового тура или в «Минске». Теперь у них появляется возможность участвовать в гонках, расти и добиваться результатов. Мне, конечно, сложно сказать, что FEREI станет своего рода фарм-клубом «Минска». Было бы здорово, если бы они делали ставку на молодежь, но у клуба ведь есть свои задачи, есть спонсоры, которые заинтересованы в результатах. В любом случае с руководством этой команды у нас очень хорошие отношения и определенные элементы сотрудничества могут присутствовать. В итоге выиграют все. И это, естественно, дешевле и проще, чем создавать в стране еще один велоклуб вроде «Минска». Федерация в этом заинтересована, но найти спонсоров и тех, кто готов был бы заниматься организацией, очень непросто. Только сейчас нам удалось сформировать более-менее понятную и стабильную структуру в «Минске». Так что появление FEREI — очень хорошая новость для всего белорусского велоспорта. 

Организация и содержание профессионального велоклуба — большая работа. Начиная от комплектования команды необходимым инвентарем и заканчивая организацией календаря гонок и участия в них. По этой причине, объясняет Клименков, у FEREI будет две базы. Одна — в Минске. Вторая — в китайском Шэнчжене:

— Подавляющее большинство компаний-спонсоров, которые обеспечивают нас оборудованием вплоть до шлемов и перчаток, китайские. Один из наших менеджеров — китаец. К тому же в нашем календаре значится очень много гонок в Китае. Если в Беларуси, например, серьезных соревнований, ради которых перекрывают улицы и которые собирают сильных участников, всего несколько — Гран-при и Кубок Минска, плюс многодневная гонка на призы «Сельской газеты», то в Китае велосоревнованиия проходят каждые выходные. Топовые — раз в месяц. Возможностей для роста и соревновательной практики множество. Думаю, для наших спортсменов такой опыт также окажется очень полезным. 

К слову, в чемпионате Беларуси FEREI мы не увидим. Впрочем, и «Минск» участвует там лишь формально. На старт выходят команды областей (пусть нередко выступающие гонщики и едут в форме клуба), которые и спорят за итоговый зачет. Но появление двух лагерей запросто может подстегнуть интригу, например, на трассе белорусского «Тура де Брест». Следить за ней будет очень интересно.

komashko@sb.by

Фото Александра КУШНЕРА и Peloton.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter