Фильм с нулевым бюджетом снять можно, а показать?

Дуэт фильммейкеров

Пригласили на премьеру в Дом кино. Фильм «Неприкосновенность». Собралась идти. Во-первых, сами авторы лично звали — Юрий Елхов и Дмитрий Зайцев, оба — мэтры. Не буду долго перечислять работы одного и другого, назову только знаковые. В 2003-м нашумела снятая Елховым-режиссером «Анастасия Слуцкая». Не одно поколение выросло на его «Приключениях Буратино» и «Про Красную Шапочку», там Елхов — оператор. А лауреат госпремий СССР и Беларуси Дмитрий Зайцев как оператор работал над знаменитыми картинами «Иван Макарович», «Люди на болоте», «Время ее сыновей», «Черная береза», есть у него и интересные режиссерские работы.

Во-вторых, фильм, который они сняли сейчас, — с нулевым бюджетом, то есть сделан без копейки денег. 

Именитые кинематографисты, конечно, от финансовой помощи не отказались бы. Но как ее получить — вот в чем вопрос. Правила сегодня таковы: ежегодно Министерство культуры объявляет конкурс сценариев. Кто выиграет, получает деньги для съемок фильма. Но — претендент должен предъявить наличие 30 процентов бюджета будущей картины. Имеется — 70 процентов добавят, иди и снимай. Нету — извините.

Если учесть, что средний бюджет фильма — тысяч 700 долларов, то 30 процентов от него — сумма довольно солидная. Кто из наших режиссеров может похвастаться такими свободными для занятий кино деньгами? Вот и у Елхова с Зайцевым — по пенсии на каждого. Конечно, еще один вариант — богатый спонсор, но его попробуй найди. Вот и решили мэтры все делать собственными силами. 

У Елхова дома — своя студия, точнее, одна из комнат в квартире, оснащенная необходимым оборудованием. Актерам предложили сниматься бесплатно. На условиях, что, как только картина начнет зарабатывать деньги в прокате, рассчитаются. Те согласились, как и вся съемочная группа. Нашли потрясающие интерьеры. И — камера, мотор, стоп, снято! 

Себя Елхов и Зайцев называют фильммейкерами. Распространенная профессия среди независимых западных кинематографистов. Это как мультимузыкант, только в отношении кино. Вот и дуэт Елхов — Зайцев в картине — вдвоем за всех. Оба — авторы идеи, авторы сценария, режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, продюсеры, дистрибьюторы. Говорят, таким образом подают пример молодым коллегам — мол, не ждите ни от кого милости, делайте все сами. 

Собственно, многие молодые свое кино так давно уже и снимают — «на коленке» и голом энтузиазме. Некоторые не без успеха. Участвуют в международных кинофестивалях, получают награды. Правда, не слишком эта кинодеятельность, даже успешная, видна и слышна. 

Свою новую картину Елхов и Зайцев тоже на фестивали уже заявили. Отправили в Хьюстон (США), там, к слову, в свое время засветилась «Анастасия Слуцкая», на «Золотой Витязь» и на международный кинофестиваль детективных фильмов в Москве. Говорят, это только начало. 

Так о чем фильм-то? Из анонса понятно: остросюжетный криминальный детектив. В основе сценария — рассказ американского писателя Роберта Колби. Главный герой — высокопоставленный чиновник, облеченный властью и связями. Он совершает преступления и не несет за это никакой ответственности. У него необычное хобби — он знакомится по телефону с молодыми одинокими женщинами, везет их к себе… 

И это все, что известно о сюжете. Премьеру-то отменили! Сеанс сняли. Вместо него в афише вдруг появились «Елки новые». 

Мэтры расстроены. Официальный договор с кинотеатром заключен, людей на показ позвали, даже пиар-кампанию в СМИ начать успели. А тут — на тебе. Разве что с точки зрения «промоушена» скандальчик вокруг картины интересу к ней на благо. 

Новую дату премьеры пообещали в феврале. Только бы после елок палок каких не случилось. С кино так бывает.

svirko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter