Почему производители хотят решить свои проблемы за счет административного давления на конкурентов?

Дуэль на курьих ножках

Жесткая дискуссия на конференции Dialog Trade разгорелась почти на пустом месте. Генеральный директор ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» Анна Норкус (недавно она носила фамилию Шарейко) решила уточнить некоторые нюансы технического регламента: должны ли кулинарии писать, какого именно предприятия тушку они разрезали для приготовления блюда? Оказалось, не должны. Что вызвало вал возмущений топ-менеджера. По ее глубокому убеждению, собственные кулинарные цехи торговых сетей ущемляют интересы крупных производителей по всем статьям. В том числе и за счет более низких издержек при разделке той же птицы. По мнению Анны Норкус, к крупным предприятиям предъявляются значительно более строгие требования и стандарты. Чтобы их выполнить, приходится вкладывать дополнительные средства. И продукция разделки становится неконкурентоспособной, и дорогое и сложное оборудование для расчленения тушек птиц используется не на полную мощность… 


Говорила Анна Норкус эмоционально, складно, вроде бы даже логично. Но если копнуть глубже… Несомненно, к фабрикам предъявляются более строгие требования. Все-таки крупное производство, обладающее целым сонмом самых разнообразных рисков. 

Что касается проблем со сбытом, Виктор Маргелов, который, кроме сопредседательства в «Республиканской конфедерации предпринимательства», является еще и владельцем торговой сети, артикулировал безапелляционно: ретейлу цена на разделанную птицу не нравится. Кстати, даже не искушенный в экономике покупатель сразу видит: продажа бройлера «по запчастям» – очень даже выгодное дело. 

Ведь крылья, окорочка и грудки стоят значительно дороже «цельной» тушки. Да, еще есть дешевый хребет, но сколько его в том цыпленке?! По весу тянет где-то на 15%. Словом, разделанная птица становится сразу на 15—30% дороже своего целого аналога. И вот эту-то маржу и не могут поделить птицефабрики с ретейлом. 

Естественно, Витебской бройлерной хочется максимально оттянуть доходы в свою пользу. И для этого, если послушать госпожу Норкус, кулинарии необходимо ликвидировать. А что делать, к примеру, с ресторанами? Тоже их заставить приобретать полуфабрикаты?! Проблема-то не в стандартах, а в переизбытке мощностей. Давайте немного окунемся в историю вопроса. А она такова: лет 7—10 назад, когда модернизировались птицефабрики, все эксперты дружно смотрели на импортные тенденции. А западный потребитель предпочитает полуфабрикаты. Птицу целиком он не ест. Более того, даже существует разделение между странами по потреблению «запчастей». В одних регионах лучше идут окорочка и крылья, в других – диетическая грудка. Между тем в первой половине 2000-х как таковой промышленной разделки птицы у нас в республике не было. Даже на фабриках части птицы отделяли от целого простым кухонным ножом. Ручная разборка вполне качественная, но дорогая. Точнее, когда зарплаты в стране стали расти, персонал с «мачете» стал экономически невыгодным. Поэтому крупные фабрики поставили у себя дорогое зарубежное оборудование. Оно выгодное, но если полностью загружено. А ситуация на потребительском рынке изменилась. Люди стали поэкономнее, поэтому птичья тушка снова вернула свою популярность. Сегодня даже у крупных сетей на полуфабрикаты приходится всего около 15—20% продаж. А посетители этих магазинов не самые богатые, но и не самые бедные. 

Словом, сложилась ситуация, когда загрузить оборудование по разделке стало проблематично. Но в данном случае, извините, ничего не поделаешь, такие обстоятельства. Кстати, с ними пришлось столкнуться многим производителям. И тут уже необходимо выкручиваться всеми доступными способами. Например, рекламировать свою продукцию, чтобы покупатель именно ее искал в магазинах. Многие ли птицеводы используют инструменты агрессивного маркетинга? Скорее сегодня складывается не очень благоприятная тенденция (и не только в мясной отрасли), когда одни производители хотят решить все свои проблемы за счет административного давления на конкурентов. Но от этого же их продукция лучше и востребованнее не становится. Значит, такой подход – путешествие в никуда.

volchkovvv@mail.ru

Фото prodavay.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter