Жесткая дискуссия на конференции Dialog Trade разгорелась почти на пустом месте. Генеральный директор ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» Анна Норкус (недавно она носила фамилию Шарейко) решила уточнить некоторые нюансы технического регламента: должны ли кулинарии писать, какого именно предприятия тушку они разрезали для приготовления блюда? Оказалось, не должны. Что вызвало вал возмущений топ-менеджера. По ее глубокому убеждению, собственные кулинарные цехи торговых сетей ущемляют интересы крупных производителей по всем статьям. В том числе и за счет более низких издержек при разделке той же птицы. По мнению Анны Норкус, к крупным предприятиям предъявляются значительно более строгие требования и стандарты. Чтобы их выполнить, приходится вкладывать дополнительные средства. И продукция разделки становится неконкурентоспособной, и дорогое и сложное оборудование для расчленения тушек птиц используется не на полную мощность…
Говорила Анна Норкус эмоционально, складно, вроде бы даже логично. Но если копнуть глубже… Несомненно, к фабрикам предъявляются более строгие требования. Все-таки крупное производство, обладающее целым сонмом самых разнообразных рисков.
Что касается проблем со сбытом, Виктор Маргелов, который, кроме сопредседательства в «Республиканской конфедерации предпринимательства», является еще и владельцем торговой сети, артикулировал безапелляционно: ретейлу цена на разделанную птицу не нравится. Кстати, даже не искушенный в экономике покупатель сразу видит: продажа бройлера «по запчастям» – очень даже выгодное дело.
Ведь крылья, окорочка и грудки стоят значительно дороже «цельной» тушки. Да, еще есть дешевый хребет, но сколько его в том цыпленке?! По весу тянет где-то на 15%. Словом, разделанная птица становится сразу на 15—30% дороже своего целого аналога. И вот эту-то маржу и не могут поделить птицефабрики с ретейлом.
Естественно, Витебской бройлерной хочется максимально оттянуть доходы в свою пользу. И для этого, если послушать госпожу Норкус, кулинарии необходимо ликвидировать. А что делать, к примеру, с ресторанами? Тоже их заставить приобретать полуфабрикаты?! Проблема-то не в стандартах, а в переизбытке мощностей. Давайте немного окунемся в историю вопроса. А она такова: лет 7—10 назад, когда модернизировались птицефабрики, все эксперты дружно смотрели на импортные тенденции. А западный потребитель предпочитает полуфабрикаты. Птицу целиком он не ест. Более того, даже существует разделение между странами по потреблению «запчастей». В одних регионах лучше идут окорочка и крылья, в других – диетическая грудка. Между тем в первой половине 2000-х как таковой промышленной разделки птицы у нас в республике не было. Даже на фабриках части птицы отделяли от целого простым кухонным ножом. Ручная разборка вполне качественная, но дорогая. Точнее, когда зарплаты в стране стали расти, персонал с «мачете» стал экономически невыгодным. Поэтому крупные фабрики поставили у себя дорогое зарубежное оборудование. Оно выгодное, но если полностью загружено. А ситуация на потребительском рынке изменилась. Люди стали поэкономнее, поэтому птичья тушка снова вернула свою популярность. Сегодня даже у крупных сетей на полуфабрикаты приходится всего около 15—20% продаж. А посетители этих магазинов не самые богатые, но и не самые бедные.
Словом, сложилась ситуация, когда загрузить оборудование по разделке стало проблематично. Но в данном случае, извините, ничего не поделаешь, такие обстоятельства. Кстати, с ними пришлось столкнуться многим производителям. И тут уже необходимо выкручиваться всеми доступными способами. Например, рекламировать свою продукцию, чтобы покупатель именно ее искал в магазинах. Многие ли птицеводы используют инструменты агрессивного маркетинга? Скорее сегодня складывается не очень благоприятная тенденция (и не только в мясной отрасли), когда одни производители хотят решить все свои проблемы за счет административного давления на конкурентов. Но от этого же их продукция лучше и востребованнее не становится. Значит, такой подход – путешествие в никуда.
volchkovvv@mail.ru
Фото prodavay.by
Фото prodavay.by