Молодому преподавателю Каринэ Дрноян пришлось приложить немало усилий, чтобы после окончания Белорусского государственного университета культуры и искусств наконец–то осуществить свою мечту — начать учить детей игре на белорусской дудке:
— Три года я обзванивала наши музыкальные школы, предлагая открыть такой класс, и везде под разными предлогами получала отказ. Единственный руководитель, пошедший мне навстречу — директор детской музыкальной школы искусств № 1 Жанна Куевда. Она поверила в эту идею. Сейчас работаю шестой год, одна из моих учениц, лауреат международных конкурсов, уже выпустилась. Еще трое завершают учебу в этом учебном году.
Желающих сохранять и развивать исконные музыкальные традиции на самом деле немало. Это подтверждает и многолетний опыт профессора кафедры духовых инструментов БГУКИ, заслуженного артиста Александра Кремко:
— Проблема в том, что нет начального и среднего звена. Нам приходится переучивать студентов, пришедших с других специальностей.
Программы обучения для ссузов и вузов также существуют, бери и пользуйся. Александр Кремко:
— Когда мы с Владимиром Громом только открывали отделение народных духовых в университете культуры, репертуар я писал сам. С Громом мы выпустили школу игры на белорусских духовых, от дудки до окарины, — двухчастный сборник нот; изданы и мои сольные сборники, и композитора Игоря Мангушева. Есть все, вплоть до упражнений на технику, этюдов.
Мешает, конечно, устоявшееся представление о дудочке как об инструменте второстепенном, всего лишь дающем определенную «краску» игре ансамбля или народного оркестра. Однако его с блеском опровергают и сам Александр Кремко, который играет соло и на дуде, и на дудке, и на соломке, и на жалейках с окаринами, и Каринэ Дрноян. Недавно девушка выступала в Кремле на Международном фестивале дудука и в том числе играла на белорусской дудочке. «Полет кондора» в сопровождении симфонического оркестра не желаете? В России, кстати, наша дудка произвела фурор.
ovsepyan@sb.by