Почему музыкальные школы не хотят открывать классы по белорусским духовым инструментам

Дудка не так проста, как кажется

Многим запомнилась 11–летняя Капитолина Подвицкая, сыгравшая в проекте ОНТ «Талент краiны» на белорусской дудочке — инструменте, как выяснилось, даже для профессиональной музыкальной среды экзотическом. Единственный в Минске класс, в который сегодня можно привести ребенка учиться играть на инструменте дедов и прадедов, открыт в детской музыкально–художественной школе искусств № 1.


Молодому преподавателю Каринэ Дрноян пришлось приложить немало усилий, чтобы после окончания Белорусского государственного университета культуры и искусств наконец–то осуществить свою мечту — начать учить детей игре на белорусской дудке:

— Три года я обзванивала наши музыкальные школы, предлагая открыть такой класс, и везде под разными предлогами получала отказ. Единственный руководитель, пошедший мне навстречу — директор детской музыкальной школы искусств № 1 Жанна Куевда. Она поверила в эту идею. Сейчас работаю шестой год, одна из моих учениц, лауреат международных конкурсов, уже выпустилась. Еще трое завершают учебу в этом учебном году.


Желающих сохранять и развивать исконные музыкальные традиции на самом деле немало. Это подтверждает и многолетний опыт профессора кафедры духовых инструментов БГУКИ, заслуженного артиста Александра Кремко:

— Проблема в том, что нет начального и среднего звена. Нам приходится переучивать студентов, пришедших с других специальностей. 

Программы обучения для ссузов и вузов также существуют, бери и пользуйся. Александр Кремко:

— Когда мы с Владимиром Громом только открывали отделение народных духовых в университете культуры, репертуар я писал сам. С Громом мы выпустили школу игры на белорусских духовых, от дудки до окарины, — двухчастный сборник нот; изданы и мои сольные сборники, и композитора Игоря Мангушева. Есть все, вплоть до упражнений на технику, этюдов.

Мешает, конечно, устоявшееся представление о дудочке как об инструменте второстепенном, всего лишь дающем определенную «краску» игре ансамбля или народного оркестра. Однако его с блеском опровергают и сам Александр Кремко, который играет соло и на дуде, и на дудке, и на соломке, и на жалейках с окаринами, и Каринэ Дрноян. Недавно девушка выступала в Кремле на Международном фестивале дудука и в том числе играла на белорусской дудочке. «Полет кондора» в сопровождении симфонического оркестра не желаете? В России, кстати, наша дудка произвела фурор.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter