Репортаж "СБ" из уникальной агроусадьбы "Хутар дудара"

Дуда

В сознании большинства европейцев волынка — бренд сугубо шотландский. Образ брутального дядьки в юбке с инструментом в руках нынче самая модная туристическая замануха, популярность которой уже давно вышла далеко за пределы туманного Альбиона. Культурологи готовы поспорить: традиции игры на волынке — или дуде, как ее называют у нас в стране, — давным–давно существовали во всей Восточной Европе, а шотландцы когда–то просто–напросто «приватизировали» народную музыкальную забаву, сделав из нее исключительно собственный бренд. В прошлом году по предложению словакских активистов в репрезентативный Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО был включен мультинациональный файл "Культура волынки". Интересно, что к файлу могут присоединиться все страны, в музыкальной культуре которых дударские традиции.  На прелдожение откликнулась и наша страна – сейчас специалисты готовят все необходимые материалы. На дуде у нас играли испокон веку. Услышать, как она звучит, можно и сегодня. Причем не только в аудиториях университета культуры. Репортаж «СБ» — с уникальной музыкальной агроусадьбы в Воложинском районе.

Инструменты с характером


Таких, как Алесь Лось, в народе называют человек–оркестр. Музыкант–самоучка с профессиональным художественным образованием. Этнограф и реставратор. Постановщик батлеечных спектаклей и гостеприимный хозяин агроусадьбы «Хутар дудара». А еще один из первых в Беларуси «реаниматоров» старинных народных инструментов и исследователь дударских музыкальных традиций.

Очаровавшись звучанием белорусской волынки еще в конце 70–х, Лось посвятил этому инструменту почти полжизни. Сегодня он не только дает музыкальные мастер–классы, но и сам изготавливает дуды. Его первому инструменту в этом году стукнет 30 лет:

— В те годы всей технологии еще не знал, поэтому на работу ушло достаточно много времени. Но когда дуда наконец заиграла, это было такое счастье! Сейчас за год изготавливаю две дуды. Мог бы, наверное, и больше, но цель — не просто сделать как можно больше инструментов, я не фабрика. Для меня важнее открыть молодежи двери в прошлое, связать поколения через народную музыку. 

Из-под умелых рук мастера выходят десятки уникальных инструментов.

Работы белорусского мастера сегодня кочуют по всему свету. На них играют в Украине, Польше, Германии. Одна из дуд работы Лося прописалась в том числе и в Бельгии — в 1993 году знаменитый брюссельский музей музыкальных инструментов приобрел нашу волынку в свою коллекцию. Кроме дуд, из–под умелых рук мастера выходят мандолины, басетли, лиры, жалейки, а также гудки — своеобразные прапрадедушки современных скрипок. Для каждого инструмента Алесь Владимирович ищет оригинальное решение, поэтому двух одинаковых духовых, смычковых или щипковых у Лося нет и быть не может:

— Все они разные. Совсем как люди — к каждому нужен свой подход. Бывает, делаю дуду и понимаю — совсем не звучит. Тогда что–то меняю. Все изготавливается по индивидуальным заказам, поэтому важно, чтобы инструменты подходили будущим владельцам. 

Коллекция Алеся Лося насчитывает более 50 народных инструментов.

Основной материал для изготовления дуды — карельская береза, которую в Беларуси называют «чачоткай». Мех, как правило, изготавливают из шкуры козы:

— Это одно из самых популярных животных в нашем фольклоре. Раньше дуда считалась инструментом обрядовым. Каждый год на Коляды в деревнях приносили в жертву козу и делали из ее шкуры новую дуду. Потом традиции забылись, и некоторые музыканты всю жизнь играли на одном и том же инструменте.

Технологии изготовления Лось учился у дедов–мастеров. Ездил по городам и весям, накапливал опыт и знания. Алесь Владимирович усмехается:

— Был у меня друг — краснодеревщик, уникальный мастер, не использовавший в работе ни единого электрического инструмента! У меня же в мастерской маленькое производство: ленточные пилы, всевозможные станки — только и успевай работать.


Дом, где дерево превращается в звук


Его творческая мастерская находится здесь же, под самой крышей жилого дома. На хутор Борок Алесь Лось переехал в 2009 году, хотя земля была куплена еще в конце 1990–х. Ранее она принадлежала семье учителя Михаила Тишкевича, в гости к которому, поговаривают, любил захаживать сам Якуб Колас. Место идеальное. Скрытое от любопытных глаз лесом и рекой Ершовкой с одной стороны, но граничащее при этом с цивилизацией — трасса Минск — Воложин проходит всего в двух километрах от музыкальной усадьбы:

— Об этом доме мечтал всю жизнь. Здесь я обрел свой собственный рай. Путь к нему был долгим: жил я и в Польше, и в Германии, и в Америке — почти 10 лет провел за границей. Была хорошая работа, большие деньги, но душа просилась на родину, в Беларусь. Вернулся в Минск, а спустя время переехал из шумного города сюда, на хутор. 

Основной материал для изготовления дуды — карельская береза.

Несколько лет назад Лось занялся экотуризмом. Зарегистрировал агроусадьбу «Хутар дудара», где открыл музей народных инструментов. Каждые выходные дом превращается в дудящий на разные лады средневековый салон: учиться играть сюда приезжают не только ученики мастера, но и профессиональные музыканты. Коллекция Алеся Владимировича насчитывает более 50 народных инструментов. Часть из них хранится в Минске, остальные здесь, на хуторе.

Пять видов цимбал. А еще виолы, гудки, бандуры, несколько саксофонов и мандалины разных типов: например, португальская и флорентийская. Все оригинальное, ручной работы. Мастер берет в руки одну из скрипок: 


— Сейчас такую красоту мало где увидишь. Тех, кто делает инструменты своими руками, даже не десятки. Единицы. Хотя раньше мастеров было много, у людей было желание что–то делать своими руками. А что теперь? Ко мне приезжают туристы, и у каждого в руке по огромному планшету — снимают, записывают видео с экскурсии. Я их прошу, чтобы убрали технику, посмотрели глазами. А они в ответ: мы, мол, лучше запишем, а потом дома посмотрим. Ну и как с этим бороться?..

* * *

Поддержать интерес к белорусским музыкальным традициям и национальной культуре, уверен Алесь Лось, сейчас особенно важно и нужно. А потому предложение словацких коллег подать совместную заявку на включение в Список нематериального наследия ЮНЕСКО традиции игры на дуде подоспело очень вовремя:

— Дуда в свое время была самым распространенным инструментом на наших землях, без нее не обходился ни один народный праздник. Белорусские дудари представляли нашу культуру повсюду, даже в Париж на сельскохозяйственную выставку ездили. Но потом дуду исключили из списка основных народных инструментов, и на долгое время об исполнителях и технике забыли. Сейчас, по большому счету, не только дуды, но в целом народных инструментов люди уже не знают и не помнят. Да что говорить, играть на них не умеют даже студенты музыкальных колледжей и вузов. Мастеров, как и музыкантов, становится все меньше. Надеюсь, при помощи ЮНЕСКО интерес к белорусской дударской традиции проявят музыканты со всего мира.


СПРАВКА «СБ»

Пока единственным нематериальным элементом белорусской культуры, включенным в каталоги ЮНЕСКО, является колядный обряд «Цари», который проводится в деревне Семежево Копыльского района Минской области. В 2009 году обряд был включен в Список нематериального культурного наследия как нуждающийся в срочной охране.

Вопрос о включении еще одного элемента нашей культуры — традиционных торжеств в честь Будславской иконы Божией Матери (Будславский фест) — в репрезентативный Список нематериального культурного наследия будет рассмотрен на 11-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, которая пройдет 28 ноября — 2 декабря 2016 года в Аддис-Абебе (Эфиопия).

КОМПЕТЕНТНО

Магда Поспишилова, советник-министр посольства Словацкой Республики в Беларуси:

— Как и в Беларуси, в Словакии дуда в свое время была очень популярным инструментом, традиции игры передавались в семьях из поколения в поколение. Наша страна гордится своим музыкальным прошлым, и нам важно его сохранить. Приятно, что белорусская сторона поддержала решение присоединиться к мультинациональному файлу «Культура волынки». Мы готовы оказать всяческое содействие в налаживании связей между артистами и мастерами — всеми теми, кто вносит свой вклад в сохранение нематериального культурного наследия.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 52 (24934). Вторник, 22 марта 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter