Дубок в землю глубок

Календарь и традиции
Как же время летит! На начало следующей недели приходятся два последних дня нынешней весны — 30 и 31 мая. 31 мая в народном календаре отмечен «сцiплым прысвяткам» «Федот–овсянник». Любопытно, что когда–то о будущем урожае овса судили не по его всходам, а по тому, как ведет себя... дуб. Если к концу мая дуб покроется листвой — овес обязательно уродит. Так говорили: «Калi на Фядоса на дубе апушка — авёс будзем мераць кадушкай».


Вообще дуб занимал важное место в народном дендрокоде, символизируя мощь, силу, мужское начало. Дуб считался священным деревом у всех европейских народов, поэтому запрещалось его ломать, срезать, вырубать, чтобы не накликать различные несчастья и даже внезапную смерть. Это весьма уважаемое дерево и в белорусской народной традиции, символ вечной жизни. Люди верили в его способность придавать человеку могучую силу, избавлять от болезней, прежде всего от болей в спине: услышав первый гром, следовало прижаться позвоночником к стволу — «займець добрую апору». Дуб — воплощение «мирового древа», на макушке которого расположилось само солнце. Верхушка дерева принадлежит Богу, а многочисленные сильные ветви — всему миру и добру. Во многих сказках и легендах упоминается, что различные символические и ритуальные предметы герои находили у основания дуба — например, руно. Еще под этим мощным деревом или в его дупле прятался от гнева Божьего Змей, оттого во время грозы молния часто и попадает в дуб, стремясь поразить злое существо. В рассказах о богатырях вывернутый с корнем дуб становился главным оружием в борьбе с врагами и разной нечистью. В наших «валачобных» песнях (аналогов которым нет ни у одного народа), исполняемых в ночь перед Пасхой, при описании идеального двора упоминается дом «збудаваны з дуба» — рассчитанный на многие века, для многих поколений, как символ единения семьи и рода.

По еще одной версии, корни дуба соответствуют месту нахождения предков, и в Беларуси существовал обычай на Радуницу приходить к священным дубам, развешивать на их ветвях белые льняные «ручнiкi», оставлять под деревом, как и на могилах, поминальную еду и кланяться предкам.

Изображение дубовых листьев часто встречается на городских гербах и гербах знаменитых родов. Дубовый лист  — популярный элемент декора в работах резчиков по дереву и декоративно–прикладном искусстве. Желуди дуба символизируют «множество».

Весна завершает начальный этап полевых работ, уже поднялись многие всходы, и по ним можно судить о будущем урожае: «У чэрвенi ўбача гаспадар, што Бог дасць у дар».

Первые дни июня — так называемое «пролетье», а дальше идет само лето. 1 июня — день Ивана–долгого, ведь теперь световой день приближается к своему годовому максимуму. По приметам, если в первые два дня июня идет дождь — весь оставшийся месяц обещает быть жарким и сухим.

2 июня вспоминают трех мучеников — как у нас говорят, «зледзянелых старцаў»: Фалалея, Александра и Астерия. Считалось, с этого момента весенние похолодания окончательно миновали.

3 июня — день равноапостольных царя Константина и его матери Елены. В народе Алена считалась покровительницей льна.

Во время посадки льна в корзинку с семенами клали отварные куриные яйца и при этом подбрасывали их вверх — чтобы лен вырос с высокими крупными головками и холст, полученный из него, был белым, как яйцо. Наши предки верили, что лен способен отгонять зло, поэтому матери во время работы сажали детей на льняном поле, чтобы защитить от неприятностей.

По наблюдениям, ненастный день на Алену прогнозирует ненастную осень.

Советская Белоруссия № 99 (24981). Пятница, 27 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter