Дуб дал дуба…

КГК: Минлесхоз приписал 750 гектаров лесных насаждений ценных пород

Несколько лет назад к нам в редакцию пришла группа   специалистов, занимающихся деревообработкой. Завели посетители речь о злоупотреблениях, серьезных недостатках в ведении лесного хозяйства и деревообработки. На цифрах и фактах они доказывали, что лесная отрасль подозрительно малоэффективна, хотя способна перейти полностью на самофинансирование. Закончилась наша беседа тем, что я попросил редакционных посетителей изложить основные их тезисы. Но так и не дождался обещанного…

Как использовать  14,5  тысячи  «штыков»  государственной  лесной  охраны?

Тем не менее вопросы и аргументы, высказанные редакционными посетителями, нашли свое продолжение на недавнем заседании коллегии Комитета госконтроля Беларуси. Как  выяснилось, и наверху шумят лесные бури. Так, Михаил Арешко, начальник Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, в своем выступлении посетовал, что далеко не всегда находит взаимопонимание со структурами Министерства лесного хозяйства. Подтверждением тому – и возня, затеянная некоторыми руководителями министерства по поводу уточнения полномочий Государственной инспекции охраны животного и растительного мира, и затянувшееся судебное разбирательство в связи с незаконной порубкой 50 кубометров леса в Островецком лесхозе. Семь судов понадобилось представителям госинспекции, чтобы доказать свою правоту и призвать нарушителей к ответу.

— Метастазы опасной болезни так глубоко укоренились в организме министерства, что никак не удается  от них избавиться, — прокомментировал эти и другие факты заместитель главы Администрации Президента Леонид Анфимов, участвовавший в работе коллегии.

Тут же зашел  разговор о том, что численность ведомственной лесной охраны, сосредоточенной в структурах Минлесхоза, почти в пятьдесят раз превышает  весь штат Государственной инспекции охраны животного и растительного мира, а эффективность ее удручающе низкая. Возникло вполне резонное предложение переподчинить и упорядочить государственную охрану, насчитывающую около 14,5 тысячи «штыков».

Именно такого рода кардинальные, а порой и революционные меры, думается, и требуются, чтобы разрубить гордиев узел накопившихся лесных проблем. Ведь коллегия Комитета госконтроля пришла к выводу, что правительством и Минлесхозом не приняты в последние годы достаточные меры по выполнению поручений главы государства в части обеспечения рационального лесопользования, совершенствования механизма реализации древесных ресурсов, обеспечения повышения продуктивности лесов, их воспроизводства и охраны, осуществления эффективного контроля в этих сферах, эффективной  работы деревообрабатывающих производств.

Цифры на коллегии приводились любопытные. В 2007 году полученные организациями Минлесхоза доходы от ведения лесного хозяйства составили 233 миллиарда рублей, расходы – 357,8 миллиарда. За три квартала минувшего года соотношение доходов к расходам было таким: 248 к 380. Если по итогам за 2007 год рентабельность реализованной продукции составила 40 процентов, то в минувшем году она в два раза уменьшилась.

«Шумят»  бумажные  дубравы…

Вывод коллегии КГК оказался жестким. За демонстрируемыми Минлесхозом положительными результатами в выполнении отраслевых и прогнозных показателей социально-экономического развития скрываются масштабные нарушения и недостатки в воспроизводстве и охране лесов, заготовке, реализации и переработке древесины. Прижилась здесь и бравурная, но недостоверная информация об объемах выполненных работ. Все это причиняет существенный вред лесному хозяйству. За примерами далеко ходить не надо. В Кривошинском лесничестве Ляховичского района вместо культур ели, за которыми не ухаживали, выросли мягколиственные породы. В Малоритском лесхозе дубы посадили и также не ухаживали за ними, в результате они погибли. А вот в отчетах  превратились в дубраву. Подобная картина наблюдается в Верхнедвинском, других лесхозах.

Только в минувшем году в 13 из 15 проверенных лесхозов всех областей выявлено 112 гектаров участков леса с погибшими культурами дуба и хвойных насаждений. Несмотря на это, должностные лица лесхозов при бесконтрольности государственных производственных лесохозяйственных объединений (ГПЛХО) и Минлесхоза документально оформили погибшие деревья как лесные насаждения ценных пород. Более того, шесть лесхозов отчитались о выполнении и перевыполнении показателей по воспроизводству лесов и незаконно получили 57,2 миллиона рублей премий. Проверка госконтролеров показала, что на приписки идут 87 процентов лесхозов. В среднем на один лесхоз приписано 9 гектаров культур ценных пород.

 Выявив опасную тенденцию, Комитет госконтроля пошел дальше и установил, что в лесном фонде Минлесхоза фактически не существует 750 гектаров лесных культур, документально оформленных как насаждения ценных пород. А это уже не шуточки: огромный лесной массив «шумит» только на бумаге, и последствия этого весьма печальны. В ближайшем будущем страна не получит около 220 тысяч кубометров деловой древесины ценных пород. Это 4,5 тысячи вагонов древесины дуба, сосны, ели. На что рассчитывают должностные лица лесхозов, ГПЛХО и Минлесхоза, прибегающие к очковтирательству такого рода? Неужто на то, что на их век леса хватит, а вот тот, который они «посадили» на бумаге, должен 80—90 лет расти, чтобы достичь категории спелости. И этот момент наступит уже не при их жизни, а значит, и соразмерное наказание они не понесут? Скажу прямо: не надейтесь! Начальника Главного управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов Комитета госконтроля Валентина Малишевского провести не удастся. Валентин Иванович, докладывая на заседании коллегии КГК о результатах проверки организаций Министерства лесного хозяйства Беларуси по обеспечению эффективности ведения лесного хозяйства и деревообработки, убедил всех присутствующих, что хорошо изучил  хитрости и уловки, к которым прибегают недобросовестные лесоводы. Со всей серьезностью заявил, что спуску очковтирателям и прочим фальсификаторам не будет.

Почему  богатая  отрасль  финансируется  из  бюджета?

А теперь давайте поразмышляем: почему отрасль, располагающая столь большими природными богатствами, до сих пор финансируется из бюджета?

Начнем с того, что лесхозы, имея возможность заготавливать без уплаты таксовой стоимости деловую древесину в рубках промежуточного пользования и перерабатывать ее в своих цехах, заготавливают лучшее сырье, изреживая леса и снижая продуктивность древостоев, приближающихся к возрасту спелости. В результате таких рубок ухода продуктивность спелого леса в рубках главного пользования согласно статистическим данным составляет не более 215 кубометров ликвидной древесины на гектар. Кто не знает, напомним: лесистость территории Беларуси составляет 38 процентов. А теперь сопоставим: в Швеции (с лесистостью территории 60 процентов), Финляндии (66 %), Германии (31 %) и Польше (28 %) продуктивность одного гектара спелых лесов составляет не менее 300 кубометров  древесины.

То есть потери вполне очевидны. К ним надо добавить такой фактор: отпуск древесины из лесного фонда организациями Минлесхоза по-прежнему малоэффективен и не обеспечивает получение выручки, достаточной для полного самофинансирования лесной отрасли. Она на 40 процентов финансируется из бюджета. В то же время министерство не использует имеющиеся возможности по увеличению выручки за счет реализации древесины в заготовленном виде.

Только в 2007 году на биржевых торгах на внутренний рынок продано 2,9 миллиона кубометров заготовленной деловой древесины по средней цене 138,9 тысячи рублей за кубометр. При продаже по этой цене всего объема деловой древесины в заготовленном виде, отпущенного в том же году из лесного фонда (7,7 миллиона кубометров), лесхозы могли получить около 1080 миллиардов рублей. Этого было бы достаточно для обеспечения всех расходов на ведение лесного хозяйства, заготовку и реализацию древесины,  другие нужды.

Коллегия КГК констатировала: принимаемые правительством и Минлесхозом меры по совершенствованию механизма реализации древесины на корню не способствуют устранению недостатков и возможностей для правонарушений, основным из которых является занижение фактического объема древесины на лесосеках.

По результатам проверок, проведенных в 2007 году КГК совместно с правоохранительными органами, возбуждено 100 уголовных дел, в том числе 30 — в отношении должностных лиц Минлесхоза, взыскано в бюджет 625 миллионов рублей, допричислено налогов и сборов на сумму 1,5 миллиарда рублей. За 11 месяцев минувшего года возбуждено 70 уголовных дел, в том числе 26 — в отношении сотрудников организаций Минлесхоза, допричислено налогов, наложено штрафов на сумму 2,1 миллиарда рублей, взыскано в бюджет 980 миллионов рублей.

Не лучшим образом задействуется еще один важный резерв. Существующий порядок экспорта лесоматериалов только через спецэкспортеров ведет к увеличению сроков расчетов с лесхозами за поставленную ими на экспорт продукцию, удлинению периода ее сбыта и негативно сказывается на объемах реализации древесины. Например, объем экспорта пиломатериалов за 11 месяцев 2008 года составил 144,1 тысячи кубометров. Он снизился ровно на треть к соответствующему периоду 2007 года. Уменьшилась за год и экспортная цена 1 кубометра – на 20,4 евро.

О  дорогах,  что  ведут  к  высокой  эффективности

И в  лесах многое предопределяет наличие дорог. Есть программа транспортного освоения лесного фонда и строительства лесохозяйственных дорог в лесах Беларуси на период до 2010 года. Ею  установлено задание по ежегодному строительству не менее 100 километров лесных дорог. За месяц до нового года было введено лишь 60 километров, причем в Воложинском опытном лесхозе допустили завышение объемов выполненных строительно-монтажных работ.

В соответствии с программой деревообработки в прошлом году в Житковичском и Столбцовском лесхозах введены в эксплуатацию заводы по производству топливных гранул (пеллет) проектной мощностью 7 тысяч тонн каждый. На их создание израсходовано 3,2 миллиарда рублей.

В минувшем году снизилась загрузка производственных мощностей деревообрабатывающих цехов. Уровень рентабельности реализованной ими продукции за три квартала уменьшился на 5,8 процентного пункта. С убытками работали 17 цехов, в то время как год назад таковых было 9.

Обсудив материалы проверки, коллегия КГК предложила рассмотреть целесообразность перехода начиная с нынешнего года на реализацию древесины из лесного фонда юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, только в заготовленном виде по экономически оправданным ценам. Реализовывать лесоматериалы на экспорт предлагается через биржевые торги всеми субъектами предпринимательской деятельности, выпускающими данную продукцию, исключив при этом обязательную продажу через спецэкспортеров. Также правительству предложено рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности руководства Минлесхоза, не обеспечившего эффективную работу по воспроизводству лесов и повышению их продуктивности, а также по реализации лесоматериалов, модернизации деревообрабатывающих цехов и переработке древесины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter