ДТП: кто и сколько заплатит потерпевшему

Верховный Суд оценит практику возмещения ущерба от ДТП

В стране много автомобилей. Если учитывать только те, которые находятся в частном владении, то один приходится примерно на троих жителей Беларуси. Машина есть не в каждой семье, зато в некоторых — по две, а то и три. Бывает, что они попадают в аварии, когда страдают люди, техника, имущество. Пленуму Верховного Суда предстоит рассмотреть важный для многих из нас вопрос: судебную практику по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами. Его актуальность в беседе с корреспондентом «СБ» оценивает судья судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Валентина КУЛИК.



— Валентина Геннадьевна, почему высший судебный орган обратился к этой теме?

— В последний раз вопрос рассматривался в 2004 году, когда обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств было в стадии становления. За минувшее время законодательство совершенствовалось, произошло объединение общих и экономических судов в единую систему: возникли вопросы, которые требуют ответа.

— Чем регулируются отношения сторон по возмещению вреда от ДТП?

— Общими нормами гражданского законодательства и специальным, основанным на Указе Президента № 530 от 25 августа 2006 года, которым утверждено Положение о страховой деятельности, предусматривающее обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. С 1 июля 2014 года он действует в новой редакции.

— Какие проблемы выявило изучение судебной практики?


— Согласно нормам Гражданского кодекса причиненный вред должен быть возмещен в полном объеме. Но страховщик полностью его не возмещает, потому что действуют лимиты: 10 тысяч евро в эквиваленте на возмещение вреда жизни и здоровью (из них не более 4 тысяч евро в возмещение расходов на погребение) и столько же — на восполнение ущерба имуществу, обычно автомобилю. 15 лет назад мы покупали машины в основном на вторичном рынке Европы, а сейчас все чаще — новые, в салонах: лимит уже не отвечает реалиям.

— И как быть, если лимит не покрывает расходы на восстановление поврежденного автомобиля?

— Вступают в действие нормы Гражданского кодекса: разницу между суммой ущерба и страховым возмещением заплатит лицо, ответственное за причинение вреда. Отношения распространяются и на юридические лица. Бывает, правда, что за время расследования ДТП организация, предприятие, юридическое лицо прекращает существование. Вред причинен — возмещать некому. Иногда виновный водитель скрывается с места ДТП и его не находят; бывает, что машиной завладели противоправно, угнали... В таких случаях ответственность перед потерпевшим несет созданное в 1999 году Белорусское бюро по транспортному страхованию. Такие случаи не единичны.

— О чем чаще всего спорят в суде?

— Прежде судились в основном потерпевшие и страховщики и — по страховым суммам. Но акценты смещаются. Сегодня страховщики стараются вернуть то, что они выплатили. Такую возможность им предоставляет упомянутый указ — по так называемым суброгационным искам. С одной стороны, страховые взносы платят все участники дорожного движения: и причинители вреда, и потерпевшие. Казалось бы, по общему правилу, с виновного ничего взыскивать нельзя. Иначе, согласитесь, пропадает смысл страхования. Но законодатель был прав, предусмотрев эту норму. Иногда надо наказывать за противоправные действия такого причинителя вреда, который или сам едет нетрезвым или передает руль другому, заведомо зная, что тот пьян; который не имеет прав управления, угоняет чужую машину, скрывается с места ДТП... Страховщик в пределах выплаченной суммы может взыскать деньги с такого виновника ДТП. Сейчас подобных споров очень много.

По–прежнему оспариваются размеры страховых выплат. 86 процентов исков из примерно 500 изученных нами дел были удовлетворены. Суд в большинстве случаев становится на сторону потерпевшего, ведь страховщики для того и создавались, чтобы защищать их права.

В 2017 году в стране зафиксировано более 3 тысяч ДТП, в которых пострадали 3,5 тысячи человек и 58 погибли. В 2016 году сумма страховых взносов, которые уплатили автовладельцы, превысила 224 млн рублей и только половина этих денег была выплачена потерпевшим. У страховщиков, как видим, есть резервы для увеличения выплат. Иногда они могут отказать в выплатах, потому что ГАИ не установила виновника.


— Разве такое бывает?

— Да. Водителя привлекли к административной ответственности, а он сумел оспорить постановление. Тогда спор перемещается в суд, которому предстоит установить виновного.

— Подлежит ли страховому возмещению моральный вред потерпевшему в ДТП?

— Нет. В указе четко сказано, что упущенную выгоду, потерю товарной стоимости автомобиля и моральный вред страховщик не возмещает. Но потерпевший может предъявить иск о возмещении причинителю вреда — по нормам Гражданского кодекса. Сумма будет зависеть от обстоятельств ДТП и тяжести последствий.

— Как возмещается вред, нанесенный не машине, а человеку?


— Если полученные травмы повлекли стойкую утрату трудоспособности, то лимита в 10 тыс. евро может не хватить. Потерпевший теряет работу, вынужден платить за операции, реабилитацию, лекарства, протезирование, санаторно–курортное лечение... Тогда он будет выяснять отношения в суде с причинителем вреда, владельцем транспортного средства как источника повышенной опасности. Cтраховщик заплатит ему в пределах лимита, а владелец автомобиля будет платить пожизненно. Сумма будет зависеть от степени потери трудоспособности и среднего дохода за последние 12 месяцев до получения травмы.

— Хорошо, если виновником признана богатая организация, а если причинителем вреда оказался пенсионер?

— Значит, выплаты будут производиться из его пенсии. Но если обратиться к мелким ДТП, то изучение судебной практики показывает: наши водители неохотно используют так называемый европротокол. Предпочитают вызывать ГАИ, что нередко создает помехи движению, заторы. Но если механические повреждения незначительны, если есть только два участника ДТП, вина одного из них очевидна и они договорились, то подписанного протокола достаточно, чтобы прийти к страховщику и получить возмещение ущерба. Cейчас его сумма может составить до 400 евро в эквиваленте, но уже подготовлен проект указа, в котором предполагается увеличение ее до 600.

— Какие рекомендации судам даст пленум?

— Чтобы их не перечислять, отвечу кратко: правильно применять правовые нормы для максимальной защиты интересов пострадавших от ДТП.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...