ДТ-54. Танк без пушки и простой, как лопата

За всю многолетнюю историю советского машиностроения их выпущено около 1000000

ДТ-54 — символ освоения целинных земель. Для распашки пустовавших площадей направили 200 тысяч тракторов. Советский кинематограф тоже запечатлел эту эпопею. Помните, как пахал актер Леонид Харитонов в роли Ивана Бровкина (фильм «Иван Бровкин на целине»)? Съемки проходили в совхозе «Комсомольский» Оренбургской области. А в ленте «Дело было в Пенькове» Морозов и передовик Зефиров на двух ДТ-54 и вовсе устроили соревнование на спор: чей трактор сильнее? Потомок той легендарной машины — ДТ-75, который и сейчас еще встречается в строительных организациях. А базовую модель никто уже не использует — устарела.


Зато ее увековечили на памятниках в Омской, Саратовской, Курганской, Свердловской областях. А еще в Алтайском крае, Хакасии и Татарстане. Пожалуй, ни одному гусеничному трактору не ставили столько памятников. За что аграриям полюбился этот освоитель целины?

Первая машина сошла с конвейера Сталинградского тракторного завода в 1949 году. В этом же году начали серийный выпуск на Харьковском тракторном заводе. А в 1952-м производственную линию открыли на Алтае, в городе Рубцовске.

Группа конструкторов в сжатые сроки разработала документацию на новый дизельный трактор. В декабре 1944 года на Алтайском тракторном заводе сделали первый опытный образец. В апреле 1945 года главного конструктора завода Михаила Сидельникова и его заместителя Эдуарда Саркисянца вызвали на коллегию в Наркомат среднего машиностроения — для доклада о результатах испытаний. После доклада члены коллегии осмотрели опытный образец. «Быстрее заканчивайте эксперименты, давайте машину!» — одобрительно говорили работники наркомата.

В 1947 году на заводе изготовили еще три опытных трактора ДТ-54. Их отправили на испытания в Узбекскую ССР. После усовершенствования ряда узлов новый трактор проверяли на всех видах работ. Алтайский ДТ-54 с честью выдержал строгий экзамен. Государственная комиссия рекомендовала дизельный трактор АТЗ для серийного производства.

В марте 1950 года на завод пришла радостная весть. За разработку конструкции и промышленное освоение сельскохозяйственного дизельного трактора Совет Министров СССР присудил Сталинскую премию главному конструктору АТЗ Михаилу Сидельникову, главному инженеру Николаю Петровскому, конструкторам Эдуарду Саркисянцу и Ханине Тейтельбауму.

Предшественник ДТ-54 — керосиновый АСХТЗ-НАТИ. На нем самые лучшие механизаторы могли вспахать за сезон 1200—1500 гектаров. На дизельном тракторе поставили рекорд — до 2 тысяч гектаров. Преимуществом нового агрегата стал меньший расход горючего.

Однако одновременно с ХТЗ и СТЗ алтайские тракторостроители не могли начать выпуск «дизеля». У завода не хватало мощностей. И только в мае 1951 года на заводе постановили: прекратить производство неэкономичных керосиновых моделей и начать выпуск гусеничных ДТ-54.

Администрация, партийная и общественные организации завода по-боевому мобилизовали коллектив. В январе 1952 года заводчане утвердили план по переходу на коллективный стахановский труд, досрочному освоению и выпуску новых тракторов. Они изготовили более десяти тысяч наименований технологической оснастки, штампов, моделей, приспособлений.

Секретарь партийного бюро прессового цеха Алексей Волобуев организовал курсы по изучению нового оборудования. Группы рабочих и мастеров отправлялись на ХТЗ и СТЗ, где перенимали опыт.

И вот наступил день, который памятной датой вошел в летопись завода, — 20 июня 1952 года. Комсомольско-молодежная смена мастера Георгия Жгута собрала последние семнадцать керосиновых «Натиков». А в 12 часов дня с главного конвейера сошел первый дизельный трактор ДТ-54 массового производства.

В честь этого знаменательного события состоялся митинг. Директор завода Александр Ежевский поздравил алтайских тракторостроителей с большой производственной победой — началом массового производства дизельного ДТ-54. Двести заводчан получили нагрудный знак «Отличник соцсоревнования Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР».

Каждый квартал коллектив АТЗ выполнял план. За что ему присудили Красное Знамя Совета Министров Союза ССР, а за работу в третьем квартале — первую денежную премию.

В сельское хозяйство начали поступать новые ДТ-54. На первый план вышла подготовка механизаторов. Ведь нужно было еще и уметь ездить на тракторе, знать его устройство, как ремонтировать.

На заводе открыли курсы подготовки механизаторов, на которых занимались 250 человек, в том числе 80 работников тракторного завода. Действовали курсы повышения квалификации инженерно-технических работников и специалистов МТС и совхозов. Все слушатели впоследствии отправились в деревню.

В 1956 году Алтайский край продал государству 280 миллионов пудов хлеба. За высокий показатель регион наградили высшей правительственной наградой — орденом Ленина. 

У  ДТ-54 кабина полностью закрытая. Промышленность того времени ориентировали в основном на сельское хозяйство. Оттого трактор ДТ-54 мог работать с четырех- или пятикорпусными плугами. Можно было устанавливать другое агротехническое оборудование — бороны, прикатывающие землю валики. 

Первая глобальная модернизация машины произошла в 1957 году. С тех пор конструкция трактора регулярно претерпевала изменения. Были улучшены некоторые рабочие узлы. Например, усовершенствовали электропроводку и на трактор стали устанавливать четыре внешние фары.

Не только для целины поставляли ДТ-54. Владимирский тракторный завод делал их для Беларуси.

Валентин БЕЛЕЛОВЕЦ в 1961 году возглавил жлобинское объединение «Сельхозтехника»: 

— В 1953 году в Лельчицах работал главным инженером, у нас было примерно 10 тракторов ДТ-54. Мощность двигателя — 54 лошадиные силы. Для сравнения: у предшественника СХТЗ-НАТИ — 52. У трактора «Универсал» и вовсе только 22. И работали на керосине, а ДТ-54 на солярке.

Генрих ТЕРЕЩЕНКО – сын одного из первых трактористов в Жлобинском районе.  Если его отец управлял «Универсалом», то у Генриха Анисимовича преемственник — ДТ-54. 

Аграрии учились на «Универсалах»  в основном на курсах при хозяйствах. После войны часто готовили механизаторов прямо в поле. Ближе к началу шестидесятых начали отправлять на курсы в училища.

Генрих Анисимович в 1958-м  закончил Гомельское сельское профессионально-техническое училище № 34 механизации сельского хозяйства Министерства высшего, среднего специального и профессионального образования БССР.

В народе таких как он, называли «механизаторами широкого профиля». Ведь он получил базовый уровень знаний электрика, кузнеца, слесаря – и с таким багажом — на трактор.

В 1958 году механизатор с «корочкой» устроился в колхоз имени Калинина (сейчас деревня Змеевка). Трактор предоставили новый – Харьковского тракторного завода. Он делится впечатлениями о первых поездках на ДТ-54:

— На пахоте такие клубы дыма поднимались, что не мог сориентироваться, где нахожусь. Приходилось останавливаться, ждать пока пыль сойдет. А зимой заготавливали органику — вывозили прямо в поле. Доставляли на ДТ-54 в сцепке с санями – прицепов не хватало. 
Генрих Анисимович рассказывает о двух особенностях трактора:  заводился от отдельного бензинового двигателя справа. А газовал после нажатия на ручку в кабине. У техники было всего две педали – тормоза и сцепления. 

Адольф АСТЮКЕВИЧ 42 года проработал на дочернем предприятии «Щучинский ремонтный завод» Гродненского УП «Облсельхозтехника». Он вспоминает:

— Литр солярки стоил пять копеек. На обкатку давали 70 литров дизеля и два часа. Ремонту он поддавался легко — ведь конструкция простейшая. Отсутствие сложных узлов делало машину удобной в ремонте и эксплуатации. Некоторые трактористы в шутку говорили, что проще ДТ-54 может быть только лопата.

Рабочая смена на тракторе длилась 12 часов, работал он 24 часа в сутки. Пересменка — прямо в поле. Собирались вчетвером и проводили технический уход. Простейший: смазать каретки, проверить масло в двигателе.

Адольф Адольфович добавляет, что первые тракторы работали с плугами без гидравлики. Оттого нанимали прицепщиков — из числа учащихся ПТУ и штрафников:

— К плугу пристегивались цепями, чтобы не свалиться от недосыпания.

По отзыву Адольфа Астюкевича, ДТ-54 — это танк, только без пушки. Дверка кабины открывалась на роликах, в самой кабине щели. И когда в поле поднималась пыль, воздуха не хватало.

В тему

В 1955—1956 годах совхоз «Степной» (Половинский район Курганской области) освоил более 10 тысяч гектаров целинных земель. 

Екатерина Родионова на тракторе ДТ-54 вспахала в этот период 3139 гектаров, за что удостоилась звания Героя Социалистического Труда.

Интересно, что государственный банк Вьетнама поместил трактор ДТ-54 в центр аверса купюры достоинством 5 донгов образца 1958 года.

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости