Друзья познаются в еде

О натуральных продуктах

Ежедневно мы тонем в океане цифр и статистических данных. Некоторые просто ошарашивают. По данным Белстата, при обследовании домашних хозяйств в апреле — июле нынешнего года выяснилось, что на алкоголь белорусы тратят вдвое больше, чем на овощи, а копченостей и колбас съедают в 17 (!) раз больше, чем говядины. Впечатляет, правда? Мы как–то быстро доверились полкам гипермаркетов, от пола до потолка уставленных всевозможными разноцветными упаковками с едой. Сведения о ее пользе замечают лишь единицы. И получается, увы, грустная картинка. В жизни мы чаще расходуем деньги на сомнительные продукты, чем на действительно качественные.


Чтобы помочь покупателю в выборе нужной здоровой еды, еще четыре года назад у нас была введена маркировка пищевой продукции знаком «Натуральный продукт». Требования, которым должен соответствовать товар, претендующий на это звание, изложены в специальном техническом кодексе. Знак наносится на продукцию из натурального продовольственного сырья животного, растительного или минерального происхождения без применения методов генной инженерии и искусственных пищевых добавок. Получать или не получать право на маркировку «Натуральный продукт» — дело добровольное. И достаточно сложное: ведь заявителю надо не на словах доказать, что его товар требованиям соответствует. Что, скажем, животное сырье получено без применения антибиотиков, стимуляторов откорма и гормональных препаратов, а растительное — без применения стимуляторов роста, пестицидов, методов генной инженерии.


Какие продукты маркируются этим знаком? Самые разнообразные: молоко и молочные продукты, масло, консервы, полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, шоколад, яйца... В списке значатся даже бисквит, пельмени и соль! Хотя, с моей точки зрения, здесь иногда понятие «натуральный» явно противоречит понятию «здоровый».


Согласно соцопросам, жизнерадостная зеленая маркировка сегодня знакома половине белорусов. Но будет большим преувеличением сказать, что мы постоянно руководствуемся ею в своем выборе. Происходит это по нескольким причинам. Во–первых, мы еще мало знаем о натуральных продуктах. Во–вторых, вызывает вопросы сам список товаров, получивших данное отличие, — с ним можно легко ознакомиться в интернете. Как, к примеру, попали туда нектары? Могут ли они по определению быть натуральными и здоровыми? Да, широко представлены молочные продукты. Но далеко не все лучшее, что производится у нас в стране. Это позволяет предположить, что пищевики не очень–то заинтересованы в получении такого товарного знака. Соответственно они не будут стремиться под его флагом продвигать свой продукт на рынок, используя возможности рекламы. О последней стоит сказать особо. К чему как две капли воды похожие друг на друга поздравления предприятий пищепрома по поводу всяческих официальных и местного масштаба праздников на страницах газет? Например, по случаю 15–летия запуска какого–либо пресса на каком–либо молокозаводе? Почему бы вместо стандартно–примитивного текста не информировать потребителя о новых здоровых продуктах, в том числе под маркой «Натуральный продукт»? Затраты ведь будут те же. А результат, очень может статься, совсем иным.


И ведь продукты питания с зеленым кружком на этикетке — это не что–то супернеобычное, а, по большому счету, всего лишь еда. Причем такая, какой она, по идее, и должна быть! Без химии и генной инженерии. Фактически производители получают знак «Натуральный продукт» за то, что просто создали действительно качественную продукцию. Однако получают ли они какую–либо ощутимую выгоду после наклеивания на упаковку заветного зеленого кружочка, кроме имиджевой? Я лично сильно сомневаюсь. Так, сегодня предприятия молочной промышленности производят здоровую продукцию пониженной жирности, столь нужную для профилактики сердечно–сосудистых заболеваний, себе в убыток. Каков выход? Либо поднять цену, что производитель регулярно и делает. Либо на государственном уровне ввести вполне обоснованные налоговые послабления для данной линейки продуктов. Ведь эти финансовые льготы обязательно вернутся в казну в виде сэкономленных в будущем на лечении наших граждан миллионов рублей.


Сейчас, приобретая тот или иной продукт, мы прежде всего обращаем внимание на его цену и срок годности. А ведь три четверти опрошенных выражают готовность потратиться и на более дорогие экологически чистые товары. Но сколько готовы переплатить белорусы за свое здоровье и сохранность окружающей среды? Не больше 10 процентов от обычной цены. То есть собственное здоровье большинство из нас по–прежнему ценит невысоко. Не стоит ли еще раз над этим задуматься?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter