Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Плохая прическа? Зато будет повод выгулять шляпки!» Психолог Сергей Хонский о том, что скрывается за нашим юмором

Дружите со злобными троллями: они умеют подбодрить так же хорошо, как и высмеять

Если девушка на первом свидании шутит, что дырявые носки, как у вас, сейчас в тренде, считайте, вам повезло: она умеет сопереживать. Что делать дальше – менять носки, избранницу или свое отношение к шуткам – решайте сами. А пока мы посмотрим на юмор с научной точки зрения с преподавателем БГУ Сергеем Хонским, который посвятил этой теме восемь лет и одну (но только пока) диссертацию.


– Сергей, вы часто шутите на лекциях?

– Когда узнают, что исследую юмор, многие начинают думать, что я умею классно шутить. Разочарую: эти вещи никак не связаны. Ибо шутить научился давно, а феномен смеха изучаю со второго курса университета. Однажды моя бывшая девушка в конце наших отношений сказала: «Из-за твоего чувства юмора мы и расстаемся!» Возможно, именно это сподвигло меня написать диссертацию о стилях юмора юношей и барышень с различными характеристиками эмоционального интеллекта. А шутить в студенческой аудитории доводится часто. Это помогает наладить контакт или снять напряжение.

– Давайте или всех обнадежим, или разочаруем: чувство юмора присуще каждому?

– Чувство юмора – та самая область, которую мы мерим по себе и оцениваем в силу собственных интересов, интеллектуального развития. С большей вероятностью я скажу о человеке, что у него прекрасное чувство юмора, если оно будет перекликаться с моим. Но если я не засмеялся над шуткой, это не значит, что собеседник не способен шутить. Юмор – это результат противоречия, которое возникает в нашем сознании, внезапное, интуитивное комбинирование несовместимых идей, эмоций, обнаружение нового, скрытого смысла. Некоторые исследователи полагают, что увидеть его и облачить в словесную формулировку могут только обладатели высокого уровня IQ.

– Любая шутка – палка о двух концах: для одних лекарство от тысячи болезней, для других повод расплакаться на ровном месте. Что скрывается под маской юмора и нашей реакцией на него?

– То, как мы генерируем и понимаем шутки, определяет наш стиль юмора. В психологии их четыре. Первый – аффилиативный. Это мягкий, доброжелательный и толерантный стиль юмора, он служит укреплению отношений и росту взаимной привлекательности. В большей мере развит у девушек. Так что, молодые люди, знайте: если ваша избранница добродушно смеется с ваших шуток, любит комедии и на первом свидании делает комплимент вашим дырявым носкам, значит, она хорошо контролирует свои эмоции и умеет находить смешное в обыденном. Юноши с аффилиативным стилем юмора – превосходные друзья, способные радоваться за других. Когда купите машину или сорвете джекпот, бегите к ним за порцией искренней радости.

Второй стиль юмора – самоподдерживающий. Это добродушная самоирония, смешанная с оптимизмом, умение подбодрить себя в трудной ситуации, шутка над собой для поддержания самооценки, способ успокоиться. Чаще к нему прибегают юноши, чтобы побороть проблемы и негативные эмоции, которые мешают нормально думать. А значит, они хорошо владеют собственным настроением и внимательны к другим. Подруге, которая после неудачного похода к парикмахеру выдаст: «Зато будет повод выгулять шляпки», запросто можно доверить хорошие новости. Она, как и парень с аффилиативным стилем юмора, порадуется не меньше вашего.

Третий стиль юмора – агрессивный. Сарказм, насмешки, подтрунивания более свойственны представителям мужского пола. Но вот интересная вещь: юноши, которые часто не могут справиться с желанием сострить, гораздо более искренне умеют выражать позитивные эмоции и сопереживать несчастью другого. Вспомните друзей из числа злобных троллей: они точно знают, на каких струнах вашей души поиграть, когда шутят, но при необходимости готовы первыми их наладить. Девушки с агрессивным стилем юмора тоже способны на сочувствие, но они более склонны испытывать негатив. Кол­кости и насмешки – один из способов сообщить другим о плохих эмоциях.

Наконец, четвертый стиль юмора – самоуничижительный. Это юмор, направленный против самого себя в критической, разрушающей манере. Он может быть остроумным, но подрывает собственный авторитет. И если девушкам с таким стилем достаточно двух или трех самоосмеяний, чтобы достигнуть желаемого эффекта, то юношам бывает трудно остановиться. Но зато они сильнее выражают положительные эмоции и чувствительнее к другим.

– Можно ли научиться юморить тем, на чьи шутки реагируют фразой: «После какого слова смеяться?»?

– Вполне. Согласитесь, иногда мы гораздо сильнее сосредоточиваемся на контроле своих эмоций, нежели на том, как нам шутить и над чем. Очень важно учиться смеяться над самим собой, проще относиться к неудачам, любить свои недостатки. А чтобы уметь шутить – больше читать хорошую литературу, смотреть КВН, комедии и находить в них подобных себе героев, чтобы понимать, над чем смеются остальные.

– Раньше анекдот мог занимать полстраницы. Сколько длится шутка в 2017-м?

– Иногда меньше секунды. Это может быть мем или смайлик в соцсетях. Анекдотами про Чапаева, над которыми мы хохотали в свое время, сегодня никого не рассмешишь. Быстрее сработает фраза: «Ну, такое».

– У вас есть юмористический прием, который действует безотказно?

– Да. Никогда не повторяться в шутках.

 zubkova@sb.by

Фото Анастасии ВЕРГЕЙЧИК и из личного архива Сергея Хонского
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter