Дружим томами

Человек и его дело
Уже давным–давно ее обед — пол–литра кефира и два банана. Вся библиотека знает, что времени на настоящий обед у директора нет. Некогда! Ну как тут поверить признанию самого руководителя областной библиотеки имени Пушкина, что она, Рыба по гороскопу, любит... лениться и была бы такая возможность, целые дни проводила бы на диване с любимой книжкой? Впрочем, Наталья Станиславовна Чуева тут же уточняет: главное в жизни — преодолевать себя. Преодолевать депрессию, беды, хандру, неприятности, характер и даже свой «ленивый» знак гороскопа. Она это и делает все годы, которые отданы любимой библиотеке. Кто раз встретился с Натальей Станиславовной, непременно старается вновь вернуться в «ее» библиотеку и стать другом. Не только самой библиотеки, но и ее личным. И дело не просто в удивительном обаянии директора, а в творческом отношении к жизни. Оно заразительно! Сужу по себе: уходила от Натальи Станиславовны — и неожиданно столько планов, мыслей появилось! Скажу больше: счастливой себя почувствовала. По Чуевой, человек счастлив только потому, что живет, может ходить, видеть красоту окружающего мира, солнышко, первую пробившуюся после зимы травинку, слышать пение птиц.

Когда больше 30 лет жизни отдано одному делу и ни разу не возникло сомнения — «а мое ли это?», — дело это и впрямь можно назвать состоявшимся.

— Наталья Станиславовна, у вас в роду — одни педагоги. Почему не захотели продолжить династию?

— А я собиралась и даже документы на истфак подала... А за неделю до экзаменов родные–учителя вдруг уговорили: ты так любишь книги, почему бы тебе не стать библиотекарем?.. Книги я действительно очень любила — каждое лето на каникулы ездила к бабушке в Ветку, а у нее в доме — потрясающая библиотека. Семья у бабушки когда–то была зажиточная, библиотека собиралась годами, многие книги издавались еще до революции, им повезло даже войну пережить... И вот летом я, несмотря на то, что постоянно попадала в истории, расшибала коленки, ломала руки–ноги, — читала, читала и читала. Таких книг, как у бабушки, в местной библиотеке не было, хотя я и там была записана, и именно с той библиотеки запах книг стал для меня любимым... А в школе я... Садилась за последнюю парту и вместо того, чтобы заниматься математикой да химией, — носом в книжку.

— Со стороны должность директора предполагает прежде всего администраторские функции. Но вот смотрю на вас, знаю, как творчески, с огоньком работаете, и... не могу назвать вас чиновником!

— Начинала я простым библиотекарем. Но когда ты в подчинении, пусть и у самого хорошего начальника, у твоих замыслов, идей есть какие–то ограничения. Понимаете, не то чтобы я хотела непременно стать директором, но исподволь, подсознательно я стремилась к тому, чтобы у меня было меньше преград на пути для творческих планов. Просто был (и есть! — Авт.) свой потенциал и очень хочется все попробовать и все успеть!

Моя должность — безусловно, творческая. Не сосчитать, сколько писателей, поэтов, актеров, общественных деятелей побывало на наших вечерах. Презентации новых книг и творческое представление интересных людей — в традициях нашей библиотеки. Для очень многих литературных вечеров сама писала сценарии, сама была ведущей. Не скрою, многие белорусские писатели и поэты стали и моими личными друзьями... У нас работает замечательный клуб «Книга и мы», который объединяет профессионалов, коллег, директоров районных библиотек. Всегда интересно пообщаться, поучиться друг у друга. Мне интересно разрабатывать планы семинарских занятий... Быть просто администратором, чиновником было бы невероятно скучно.

— Отношение к книге, в целом к чтению в обществе меняется. Многим еще памятны времена сдачи макулатуры за дефицитные книжки, памятны очереди в библиотеках за «толстыми» журналами, но сегодня лучшими друзьями многих взрослых людей и, что более печально, детей, стали телевизор и компьютер. Переживаете?

— В том, что читать стали меньше, есть своя правда. Как правда и то, что многие дети засыпают теперь не под мамин голос, читающий сказку, а под любимый мультик... И тем не менее не все так печально. Есть интерес к чтению! У нас сегодня — 43 тысячи читателей. Это немало. Особенно велик интерес к учебной литературе — в воскресенье в читальном зале очереди минут на 40 выстраиваются... Не только люди среднего, старшего возраста, но и молодежь с удовольствием читает то, что мы называем «интеллектуальным чтивом», — Людмилу Улицкую, Татьяну Толстую, публицистику Ерофеева, пользуется спросом японская литература... Хотя многие преподаватели вузов со степенями часто приходят за детективами — чтобы, как они сами признаются, в выходные «мозги развеялись». И если нас порой упрекают, что мы комплектуемся литературой легкого жанра наряду со справочной, научной, я отвечаю: люди платят налоги и имеют право читать то, что они хотят.

— А когда решается, какие книги библиотеке купить, окончательное слово остается за директором?

— Существует такое понятие, как читательский спрос, и во многом именно читатель «голосует» за те книги, которые приобретает библиотека, особенно это касается художественной литературы. Есть в библиотеке отдел комплектования, который работает с рынком, с издательствами, профессионально отбирая нужную читателю справочную, научную, энциклопедическую, художественную книгу. Так что решаем вместе.

— У вашей библиотеки есть детский филиал имени Янки Мавра... Скажите, Наталья Станиславовна, осталась ли за детским библиотекарем роль просветителя, воспитателя, как это было еще в советские времена?

— С радостью могу ответить за свой филиал: осталась! Именно поэтому библиотека не просто помогает ребятам ориентироваться в море новых и старых книг, но и старается воспитать любовь к творчеству, к художественному слову. Проводится очень много мероприятий по пропаганде детской литературы, встреч с детскими писателями и поэтами, конкурсов для ребят. Уже больше 20 лет у нас проходит фестиваль «Юные таланты Минщины» — выискиваем дарования среди юных поэтов, прозаиков, художников... Конечно, во многом именно от личности детского библиотекаря зависит, станет ли первый поход в библиотеку для ребенка началом пути к ее величеству Книге или просто рядовым, разовым событием. Но и без помощи семьи, умного учителя нам не обойтись...

— Вот мы с вами заговорили о личности библиотекаря... Не знаете, почему в кино образ библиотекаря чаще всего что–то вроде... «серой мышки»?

— Откровенно скажу: для меня это кинозагадка... Ну может, где–то в глубинке, в избах–читальнях когда–то и встречались «мышки», но сколько работаю — столько помню вокруг себя яркие фигуры. Горжусь, например, тем, что в моей библиотеке работает Наталья Викторовна Боброва, которая руководит отделом иностранной литературы, — современная, модная! Самых высоких слов заслуживают заведующая читальным залом Оксана Юрьевна Книжникова и заведующая отделом библиотековедения Ольга Алексеевна Малюга... Ну и уж не могу не сказать о таких красивых, умных женщинах, как директор Республиканской научно–технической библиотеки Раиса Никандровна Сухорукова и заместитель директора Национальной библиотеки Людмила Геннадьевна Кирюхина... Так что пора кинематографу «перестраиваться»!

— Соответствует ли получаемая зарплата труду «умниц и красавиц»?

— Современный библиотечный работник занимается не только книгой. Он работает с новыми информационными технологиями. Многие библиотекари уже просто обязаны знать иностранный язык... Вопрос зарплаты для нашей библиотеки — больной. И мне обидно именно за областные библиотеки, которые в регионах не просто крупные информационные центры, но и центры культуры, образования. Более того, областные библиотеки, их краеведческие отделы занимаются еще и исследовательской работой. Мы вот работаем над программой «Память Минщины»... И если в Национальной библиотеке, республиканских отраслевых, вузовских библиотеках существуют весьма существенные надбавки к окладам, какие–то доплаты, то у нас их нет... Так что своих умниц и красавиц я бы назвала еще и настоящими патриотами любимой библиотеки имени Пушкина.

— Знаю, что чувство зависти вам незнакомо, и все–таки поинтересуюсь: хоть чуточку завидуете коллегам из Национальной библиотеки, которые вот–вот начнут работать в роскошном «алмазе»?

— И как человек, и как председатель Белорусской библиотечной ассоциации счастлива, что в нашей стране появилось такое чудо. Я очень болезненно относилась к разговорам о том, что «что–то» в строительстве было «не так». А вот кто завидует новостройке — так это наши гости из стран ближнего зарубежья. Правда, завидуют по–доброму — по–иному настоящие библиотечные работники не умеют... Огорчает одно: многие мои хорошие кадры перешли и переходят туда... Но я оптимисткой была и остаюсь — есть в области своя программа автоматизации библиотек, а благодаря Минскому облисполкому в этом году получили 120 миллионов рублей для дополнительного комплектования централизованных библиотечных систем.

— Подозреваю, что в вашей личной библиотеке книг немного. Но наверняка есть любимые, те, к которым вы возвращаетесь?

— Вы правы — дома книг немного, и большей частью они философской, психологической направленности... По работе надо знакомиться с профессиональными журналами, которых более 10, другой специальной литературой (если ты директор, хочешь не хочешь, а профессионально расти обязан) — так что на любимое чтение времени остается немного. Но могу перечитывать под настроение «Сагу о Форсайтах» Голсуорси, «Идиота» Достоевского, «Анну Каренину» Толстого... А еще... Есть у меня маленькая дачка в Зеленом, с морем цветов — одних только кустов роз 36. Так вот там, на даче, лежит томик Моэма — и вот уже лет 15 (!) я каждое лето перечитываю «Театр». И испытываю чувство наслаждения.

— А Пушкин?

— Пушкин всегда со мной. С детства. Я ведь выросла на сказках — и сказках Пушкина в первую очередь. И, наверное, есть какая–то магия в том, что столько лет я работаю в библиотеке имени этого величайшего поэта...

— Современные молодые люди, которые выбирают библиотечное дело, — они вам нравятся?

— Я не отношусь к той категории, которая с пафосом восклицает: «Вот когда мы были молодыми»... Молодежь всегда была разная. И сегодня есть те, кто приходит в библиотеку на год–другой и уходит в поисках больших денег, есть просто честно отрабатывающие «от» и «до», а есть, к счастью, имеющие активную жизненную позицию, желающие творить, создавать. Вот с такими молодыми, думающими по–современному мне очень интересно работать. Скажу больше: они не дают состариться!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter