Дружба не расхожий товар...

Непродуманные действия портят отношения
Непродуманные действия портят отношения

В России очень любят шутить о том, кто управляет страной. Но насколько хороши для анекдотов сравнения, скажем, «Газпрома» с Кремлем или главного санитарного врача Г.Онищенко с министром иностранных дел, настолько же опасными становятся эти каламбуры, когда их суть выходит за народно–фольклорные рамки и обретает черты реальности. Желанию чиновников и менеджеров хозяйствующих субъектов покрутить штурвал государственного корабля можно было бы и не уделять слишком пристального внимания. В конечном итоге, если соседи не имеют ничего против такой модели государственного устройства, при которой чуть ли не любое должностное лицо, обладающее хоть какими–то полномочиями в своей сфере, запросто берет на себя смелость принимать решения, которые влекут за собой серьезные политические последствия, — это их дело. Но в том и проблема, что эти последствия зачастую перестают быть исключительно российскими. Например, за последние несколько месяцев соседи напринимали столько двусмысленных решений относительно Беларуси, что многие аналитики стали всерьез размышлять над вероятностью организованной атаки на суверенитет страны по всем, как говорится, направлениям.

Рассуждать о природе явления — дело неблагодарное. Может статься и так, что речь не идет о четко спланированной кампании, а всего лишь о стечении обстоятельств. Ну мало ли какая блажь обострила стремление некоторых российских чиновников взять в руки штурвал! Однако хронология событий выглядит весьма показательной. И, что самое печальное, все они по отдельности и вместе взятые оказывают отнюдь не самое благоприятное влияние на развитие белорусско–российских союзнических отношений.

Начало большому недоразумению положил «Газпром» еще в начале года, заявив о намерении повысить для Беларуси цену на газ до европейского уровня. Цифры в своей величине назывались столь абсурдные, что и повторять их лишний раз не хочется. Главному союзнику предлагали топливо по цене более высокой, чем, скажем, Германии. Или Грузии, с которой Россия, кстати, находится чуть ли не в состоянии «холодной войны»... Эти факты сами по себе не только диссонируют с морально–этическим пониманием межгосударственных отношений, но и не подчиняются простой арифметике. Все–таки даже транспортная составляющая стоимости поставок для Беларуси должна быть значительно ниже, чем для Европы. Ведь и расположены мы к России гораздо ближе, и транзитная политика у нас значительно мягче. И тем не менее факт остается фактом: «Газпром» действовал по известному принципу: «бей своих, чтоб чужие боялись!..» Так или иначе, стоимость газа для Беларуси на будущий год до сих пор не определена, и «Газпром» всячески дает понять, что отступать будто и не собирается.

Кстати, в свое время волне взаимного непонимания по «газовому» вопросу не дал подняться посол России в Беларуси Александр Суриков. Заявляя, что идеи «Газпрома» — это всего лишь сигнал к началу переговоров, в ходе которых стороны придут к обоюдоприемлемому решению, дипломат смягчил жесткость выступления газового монополиста. Александру Александровичу вообще в последнее время все чаще приходится расчищать завалы, оставляемые опрометчивыми действиями некоторых российских чиновников–менеджеров. Вот и недавно ему пришлось объясняться по поводу вероятных ограничений для белорусского экспорта в Россию. Информация об этом была обнародована недавно в Ростове–на–Дону во время семинара «Развитие сотрудничества между Республикой Беларусь и регионами Российской Федерации в социально–экономической сфере» Парламентского собрания союза Беларуси и России. Тогда депутат Госдумы Анатолий Локоть рассказал о существовании некоего «секретного письма» минэкономразвития, предписывающего регионам Российской Федерации ограничить импорт белорусских товаров. Посол Суриков, впоследствии комментируя новость, твердо заявлял, что подобного не может быть. Но руководство минэкономразвития через несколько дней все же частично подтвердило факт существования дискриминационной директивы. Речь в ней не шла о прямом и повсеместном запрете закупок товаров из Беларуси. Но для их приобретения за бюджетные деньги ограничения все же установлены. Интересный, скажем, штрих к портрету общего экономического пространства, на строительство которого двумя государствами потрачено немало сил.

Тем временем в прессе появляется новая информация о своеобразном отношении ряда российских структур к белорусским партнерам. Председатель РАО «ЕЭС» России Анатолий Чубайс недавно заявил, что электрическая отрасль в зимний период пересмотрит свои экспортно–импортные отношения. Причем серьезные изменения будут именно на белорусском направлении, так же как на украинском, кавказском и прибалтийском. Таким образом, союзническое государство поставлено в один ряд со странами, чья политика по отношению к России сегодня, мягко говоря, далеко не самая безоблачная.

Посильный вклад в своеобразную трансформацию белорусско–российского экономического взаимодействия внесли и нефтяники, объявив о сокращении поставок углеводородного сырья. Официальным мотивом решения послужило якобы предписание Ростехнадзора компании «Транснефть» обследовать нефтепроводы на наличие дефектов, для чего необходимо уменьшить прокачку на 30 процентов. Но лишь наивный наблюдатель поверил в техническое обоснование снижения давления в трубе. Аналитики же в абсолютном своем большинстве, как российские, так и белорусские, рассматривают сокращение поставок нефти в качестве еще одного инструмента давления на Беларусь. «Вряд ли какие–либо дефекты трубопровода стали реальной причиной такого решения, — делился своими выводами аналитик «Альфа–банка» К.Батунин с корреспондентом газеты «КоммерсантЪ». — На деле речь может идти о торге при обсуждении цен российского газа для Беларуси и возможности показать силу перед готовящейся приватизацией «Белтрансгаза», оценка которого уже началась».

А финальную точку (по крайней мере, на сегодняшний день) ставит все тот же получивший широкую известность главный санитарный врач Геннадий Онищенко. Глава Роспотребнадзора считает, что существует чуть ли не сговор по поставкам через нашу страну в Российскую Федерацию «запрещенных» грузинских и молдавских вин...

Об истинных причинах резких движений ряда российских чиновников и руководителей крупных субъектов хозяйствования можно спорить долго. Можно допустить, что цена вопроса, как утверждают некоторые, «Белтрансгаз»... Но есть ли предел у сценария жесткого давления на Союзное государство в стремлении получить экономическую выгоду? Ведь в нынешней ситуации многие аналитики склонны усматривать серьезную угрозу белорусско–российским взаимоотношениям в принципе. Например, аналитики отмечают, что из–за «Белтрансгаза», из–за 2,5 млрд. долларов Россия элементарно потеряет союзника... «Для России Беларусь из союзника может превратиться в дорогого соседа», — считает эксперт. Вряд ли народы двух стран, которые в стремлении построить союз шли через трудности рука об руку более десятка лет, согласятся с такой перспективой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter