Дружба не калькулятор

Мы живем в эпоху успешных контактов с действительностью. Реальность настойчиво пробивается к тебе даже тогда, когда ты пробуешь хоть на какое-то время дистанцироваться от нее.

Речь про телефон, предлагающий себя в самых различных вариантах. Стандартном, мобильном, скайповом… Скоро всю домашнюю утварь на коммуникативный лад переведут. Включишь утюг или электроволновку, а оттуда «Алло, это ты?».

Но благодаря тому же Всевышнему остаются еще звонки, которым мы действительно рады. Проходящие по разряду дружеских. Например, тот, что нет-нет да и доставит сигнал из агрогородка где-то под Солигорском.

Что скажут люди

Читайте также

Именно туда переехала на пенсии моя деревенская землячка. К ней, сельской учительнице, многодетной матери, и привел однажды журналистский маршрут. С тех пор вот уже несколько десятилетий и дружим.

В отличие от многих других звонков, ее всегда ожидаемо-нежданный. Он — как память, входящая в дом без стука. Сразу вспомню и большой оригинальный ее фотопортрет на стене, мастерски сделанный давно ушедшим из жизни мужем. И маленькую шкатулку, куда дети складывали доверительные записки для мамы. Скажем, как старший Сашка обещал ей больше не обижать младшего Вовку. Кстати, оба живут в Москве. Второй — математик-программист. Первый — известный в России кутюрье, у которого в друзьях такие медийные модельеры, как Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, историк моды, тележурналист Александр Васильев.

А вот к дочери на Солигорщину подалась по трагическим обстоятельствам. Захотелось быть ближе к могиле третьего сына, Геннадия, геройски погибшего при защите от грабителей колхозной кассы. Свой водительско-инкассаторский долг выполнил до конца.

Ну а сама-то она какая удивительная женщина. Ей далеко за восемьдесят, а она все такая же милая, женственная, уютная, домашняя хлопотунья. Удивительно тонкая и умная. Иметь ее в качестве собеседника, друга — большой подарок судьбы. Вот и извлекаю всегда максимум радости от каждого появления в эфире. А уж если сильно соскучусь, позвоню сам.

Около сорока лет нет такого месяца, чтобы хоть раз не раздался другой звонок. Тоже ожидаемый, стабильный, предсказуемый, как смена дня и ночи. Последние лет двадцать он «доставляется на дом» из шведской столицы.

Жена и та попала в алгоритм привычного сигнала. Мол, что-то нынче Володя запаздывает. И в этом мимолетном «что-то» читается некоторая тревога с ясным подтекстом: уж не случилось ли чего?

Но у меня обычно находятся аргументы, чтобы успокоить сомнения. И неписаные законы дружбы всегда торжествуют.

Владимир — мой школьный друг, получивший свой золотомедальный аттестат на несколько лет раньше. Многих удивляла дружба более старшего отличника с неотличником. Вот уж воистину прав был поэт, заметивший однажды: «Бывают странные сближенья».

Хотя такие ли уж странные? Почему-то именно меня чаще других приглашал к себе домой. Туда, где в его отдельной комнате (редкость по тем временам) я в восторге замирал перед сотнями книг его домашней библиотеки. Вероятно, этот непритворный блеск в глазах и был замечен как-то отдельно.

После школы пути разошлись. Окончив престижный московский «физтех», многие годы успешно работает в области ядерной физики. А полугодовые вахтенные командировки в Берн стали для него профессиональной обыденностью.

Наши же по-прежнему сущностно прочные отношения что-то вроде торжества человеческих чувств над временем и расстоянием. Пример того, что если они базируются на чем-то основательном, то этим же временем символически выбрасывается белый флаг. Сама дружба становится чем-то вроде антиквариата: ценится и за давность тоже.

Относительно недавно, сменив «частотность», и вовсе уж удивил Владимир: стал звонить уже два раза в месяц. Стареем? Немножко сентиментальнее становимся? Все это и есть дружба — верная и надежная, искренняя и взаимозаинтересованная.

Жизнь ведь динамика. Мелкое, непрочное отсеется. Прочное — устоит. На постоянном встречном движении еще более укрепится. Как и в случаях, о которых речь.

Кто станет спорить: делить успех выгоднее. Разделить неудачу — благороднее. Каждый выбирает и определяется сам. Без такого понимания, такой готовности дружба «вымывается». В лучшем случае оставляя за собой какой-то форматный подтекст: общие рыбалка, охота, спорт. Разговор же о глубоком, ответственном подходе. Вне зависимости от общего хобби. Да, не спорю, и между «корешами» всякое случается. Но в сумме отношений всегда должно быть комфортно. Даже тогда, когда, как в случае с учительницей под Солигорском, уровень дружбы разновозрастной. Кроме паспортных данных, есть же еще эстетическое, интеллектуальное ровесничество.

Никогда нельзя подсчитывать, сколько отдаешь и что взамен получаешь. Дружба не калькулятор, а непритворный интерес друг к другу. Та территория, куда мы приходим со своими мыслями, характером, открытым сердцем.

г. Глуск
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter