Источник: Союзное вече
Союзное вече

Дружба города берет

На большой праздник в Беларусь съехались представители породнившихся регионов двух стран

49 городов белорусских называют себя побратимами российских. Их представители и гости еще из тридцати регионов дружною толпою приехали 30–31 марта в Могилев уже в девятый раз.

Побратимов в наших странах прибавилось. Договор подписали глава Псковского района Псковской области и председатель райисполкома Шарковщинского района Витебской области.

– Для начала таких отношений нам нужно как следует изучить друг друга. Уже выбираем, кто поедет в гости, – рассказал витеблянин Николай Богович. – Очень большой плюс для сотрудничества то, что в Псковской области много выходцев из Беларуси. Даже бывший глава Псковского района – наш земляк.

Первая такая церемония «братания» прошла аж в 1992 году, когда не все еще успели свыкнуться с мыслью, что россияне и белорусы теперь живут в разных странах. Росчерком пера в историю себя вписали Борисов и Подольск. Теперь же встречи породненных городов Беларуси и России проходят каждый год, и прошлую принимал как раз Подольск. Дружбой с соседями там довольны.

– Восемь лет назад заключили с Борисовом договор на прямые поставки, с тех пор школьников кормим только белорусскими мясом и молоком, – говорит советник главы администрации города Олег Антонов. – Претензий к качеству ни разу не было, да и цены радуют.

Участники встречи то и дело повторяли слова «народная дипломатия». Еще бы, пока в верхах ведут переговоры и решают споры, «на земле» вопросы сотрудничества решают каждый день.

В центре мемориального комплекса «Буйничское поле» – 27-метровая часовня.
БЕЛТА

НЕУЖТО НАМ СОСЕД НЕ ПО КАРМАНУ?

В производственных цехах «Могилевлифтмаша» шумно. Грохочет так, что постоянно тут находиться опасно для здоровья. Токари и фрезеровщики ходят в наушниках и уже будто в совершенстве освоили язык жестов. Участники форума, чтобы слышать своего экскурсовода – главного инженера предприятия Игоря Фролкина, – собрались в плотный круг.

– Местные лифты – самый настоящий белорусско-российский продукт, – поясняет главный инженер. – 60 процентов сырья и комплектующих сюда привозят от соседей. Металлопрокат из Липецка и Череповца, цепи из Нижнего Новгорода, подшипники из Вологды, электродвигатели из Владимира, электронные компоненты из Москвы.

На заводе организован полный цикл: от литья металла до сборки готовых лифтов. В каталоге предприятия – 129 базовых моделей, а с учетом модификаций более тысячи.

– 75 процентов продукции продаем в Россию. Там четыре сборочных производства и два совместных предприятия, – продолжает Игорь Фролкин.

В Могилеве собирают более 12 тысяч лифтов в год. Если учесть, что примерно в трети многоэтажек России и Беларуси подъемники уже выработали свой срок, работы у предприятия хватит на годы вперед. Только вот беда – белорусские агрегаты далеко не всегда по карману соседям.

– Есть такая народная мудрость – скупой платит дважды. К сожалению, мы ее только подтверждаем. Вынуждены выбирать более дешевое оборудование для многоэтажек, через пять лет оно ломается, покупаем новое – и так по кругу, – говорит глава Волгограда Андрей Косолапов. – А могилевские лифты работают и 20, и 25 лет. Коллеги рассказали, что в Могилеве, если лифт полдня не работает в многоэтажке, это ЧП. А у нас они бывает по полгода сломанные стоят.

ЭХО ВОЙНЫ

Константин Симонов: не забуду июль 1941-го и поле под Могилевом

Участники форума посетили мемориальный комплекс «Буйничское поле».

Поездка в Беларусь стала для военкора первой командировкой на фронт.
Александр НЕВЕЖИН/РИА Новости

Несмолкаемый огонь немецких зениток, окруженный город, многочасовые бои и страшные потери – первая командировка молодого фронтового корреспондента Константина Симонова выдалась тяжелой. В июле 1941-го его отправили в Могилев, где немецкие войска впервые забуксовали надолго: уже был взят Смоленск, а под Могилевом все еще гремели бои.

Несколько дней Симонов провел вместе с солдатами и ополченцами, защищавшими город. Они укрывались от обстрелов в окопах на Буйничском поле – глубокий ров местные жители вырыли, узнав о приближении нацистов. С лопатами на пустырь за городом пришли и женщины, и дети – все, кто не ушел на фронт.

12 июля во время изматывающего 14-часового боя могилевские ополченцы подбили десятки танков, используя лишь бутылки с зажигательной смесью. Это был первый случай в истории войны, когда журналистам удалось сфотографировать искореженные машины врага – снимки, разошедшиеся по всему Советскому Союзу, помогли развеять миф о непобедимости нацистской техники.

Чтобы добраться до подбитых танков, Константин Симонов рискнул и вышел на открытую местность. Для прикрытия ему дали взвод автоматчиков. Из ближайшего леска немцы в любой момент могли открыть огонь, но журналисту повезло. Однако репортаж нужно было еще доставить в Москву. Выбраться из практически окруженного города удалось чудом.

Пережитое произвело на Симонова такое впечатление, что годы спустя он напишет: «У меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков». Писатель завещал развеять здесь свой прах, и в 1979 году вдова и дети Симонова исполнили его последнюю волю. В память о нем на Буйничском поле установили памятный камень.

На другом конце мемориального комплекса – трофейный немецкий танк PzKpfw III, поднятый несколько лет назад со дна реки Друть. Таких машин и в Германии остались единицы, поэтому на танк зарились многие. Немецкое правительство пыталось выкупить раритет по-честному. Но получило отказ. А вот бандиты церемониться не привыкли, и в 2003-м на Буйничском поле разыгрался настоящий детектив.

К охране подъехал представительного вида молодой человек, назвался членом съемочной группы и показал документы, по которым танк нужен для съемок фильма. Машину погрузили на платформу и увезли. Документы оказались поддельными, а танк уже ждали на польской границе. Туда воры не доехали считанные километры, когда их нагнала милиция.


ЖИВАЯ ИСТОРИЯ

В крынке молоко не киснет

В уникальном этнографическом комплексе можно узнать, как жили в деревнях XIX века.

Больше всего времени гости провели тут на улице мастеров – в ряд выстроились дома кузнеца, плотника, швеи. В каждом из них можно не только купить сувенир на память о поездке, но и своими глазами увидеть, как работали в наших селах двести лет назад.

На полках вдоль стен в мастерской местного гончара рядами выстроились крынки и горшочки. Они у гостей всегда пользуются спросом.

– Когда только начинали тут промысел, поставили эксперимент. Взяли молоко с одного удоя от одной коровы. Половину налили в стеклянную банку, половину в крынку – и убрали в холодильник. То, что было в керамике, простояло не скиснув на сутки больше, – улыбается мастер.

Хотя тут и используют технологии XIX века, но под современные реалии тоже подстраиваются. Если наши предки мастерили сосуды побольше, то теперь крынки не больше литра – чтобы поместились в холодильник.

Есть и совсем маленькие горшочки, из них делают шептуны – гирлянды, которые можно повесить в доме. По традиции в каждый сосуд хозяйка должна нашептать желание, и оно обязательно сбудется.

В самом конце улицы мастеров стоит сруб, который многих гостей музея привлекает больше всего – дом самогоноварения. Здесь одно из четырех мест в республике, где официально разрешено самостоятельно гнать «огненную воду». Дегустировать местное горячительное нужно с осторожностью, все-таки в нем целых 55 градусов. Зато все натуральное – если несколько капель самогонки растереть в ладонях, почувствуешь запах дрожжей.

МНЕНИЯ

ОТ ВЫСОКИХ ЦЕН ИЗБАВЯТ ТОРГОВЫЕ ДОМА

Глава администрации Пскова Игорь Калашников:

– Мы много говорим о едином экономическом пространстве, но на деле у белорусских предприятий практически нет возможности участвовать в российских госзакупках. Я просто не могу рассказать обо всех схемах, которые приходится изобретать. О чем тут можно говорить, когда мы для перинатального центра покупали плитку производства Минского керамического завода в Ярославле.

– В чем здесь проблема?

– Мы сегодня были на предприятии «Могилевлифт-маш». По собственному опыту могу сказать, что его продукция пользуется большим спросом в России, но власти сильно ограничены в возможности их закупать. По закону для нас главный критерий – это стоимость. У нас же сейчас не конкурсы, а только аукционы. И белорусская продукция проигрывает из-за цены, в том числе обслуживания. И за круглым столом мы сколько угодно можем говорить друг другу, что во главу угла нужно ставить качество. Но в Федеральной антимонопольной службе этого аргумента не принимают.

– Как исправить ситуацию?

– Цены, по которым работают белорусские предприятия, вот-вот станут неконкурентными в России. Если закупать автобусы, тракторы или те же лифты у производителя, дорого будет обходиться техобслуживание. Если идти к дилеру, то там сама цена кусается. Уверен, что единственный выход – это развитие сети торговых домов, чтобы завод сам занимался дистрибуцией и техсопровождением своей продукции.

– Готовы к этому российские регионы?

– Могу сказать за Псковскую область. У нас работает свободная экономическая зона «Моглино». Там есть земля, подведены все коммуникации – идеальные условия для производства. Каждый раз, когда встречаемся с белорусскими коллегами, они спрашивают, какие условия, как можно стать резидентом, но дальше разговоров дело не идет.

КОНТАКТЫ ДЛЯ БУДУЩИХ КОНТРАКТОВ

Мэр Волгограда Андрей Косолапов:

– Сотрудничество с Минском у нас идет по всем фронтам: наука, искусство, образование. Каждый год обмениваемся детскими и молодежными делегациями.

– А экономические связи?

– Они очень прочные, хоть регион и не граничит с республикой. Мясо, «молочка», текстиль – это те белорусские товары, которые пользуются спросом у волгоградцев. Отдельно отмечу Минский автозавод, где мы часто покупаем спецтехнику и автобусы.

– Какие возможности даете белорусским производителям?

– Спрос рождает предложение, поэтому раз в сезон устраиваем большую ярмарку с поставщиками из братской республики. И это не считая небольших магазинов, которые у нас есть, как и во многих других городах. Сейчас в Волгограде проходит масштабная зачистка, убираем все сомнительного рода ларьки, чтобы центр города выглядел презентабельно. Но для белорусов место всегда найдется. Люди привыкли к качеству за привлекательную цену.

– Что дают такие встречи?

– Наша задача – нащупать связи, обрасти контактами, чтобы, вернувшись в свои города, подсказать представителям бизнеса, где можно найти партнеров. А иногда и просто отмашку дать. Чего греха таить, у нас иногда предприниматели боятся делать какие-то резкие движения без согласования с властью.

Дмитрий КОЗУРОВ

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости