Дружба, это когда тебя понимают

Над зелеными, утопающими в зное улицами Каракаса растяжки с портретами Чавеса и Лукашенко...

Над зелеными, утопающими в зное улицами Каракаса растяжки с портретами Чавеса и Лукашенко. Неисчислимые здесь телеканалы полнятся сюжетами о сотрудничестве Беларуси и Венесуэлы. И даже суровые лица секьюрити в отеле светлеют, когда к лифту подходит кто–то из наших. Будь то министр, директор завода, сотрудник МИД или журналист. Да и личная охрана Уго Чавеса — сама любезность. В его рабочей резиденции — дворце Мирафлорес — суровая вообще-то охрана очень помогала в работе.


Уго Чавес вышел на крыльцо в ожидании гостя. Постоял, глядя на нацеленные в его сторону телекамеры, и, как всегда, не сдержался. Очень общительный человек. В этом безусловное его сходство с нашим Президентом. Подумалось, недаром в их общении звучит слово «друг». Хотя на этот раз чаще слышалось обращение «брат».


Чавес взял со стойки микрофон. Очень душевно говорил об отношениях с нашей страной. Остановился, лишь когда подъехал кортеж белорусского Президента. Теплые объятия глав государств были явно не работой на красивый кадр. По всему видно, что они искренне рады видеть друг друга.


Военный оркестр заиграл Гимн Беларуси. Застыла рота почетного караула. Торжественную музыку наполнил словами стройный мужской хор. Подумалось, фонограмма. Взглянул на караул и даже слегка опешил. Караул на белорусском языке поет наш гимн. Перевел взгляд на главное крыльцо — не слышно, но по движению губ показалось, что и президент Боливарианской Республики Венесуэла Уго Рафаэль Чавес Фриас поет наш гимн. Потом так же неслышно, но очевидно спел и гимн своего народа. Проникновенно...


Мне доводилось работать на разных визитах в зарубежные страны. Музыкальное исполнение гимна страны высокого гостя — обязательный ритуал. Но его пение... Знаете, здесь от комментариев воздержусь. По–моему, все очевидно.


...О том, какое значение принимающая сторона придает визиту зарубежного лидера, вполне можно судить по поведению местных жителей. В дни пребывания Александра Лукашенко в Гаване то и дело ловил себя на мысли, что нашу делегацию здесь ждали не только руководители страны. Такое впечатление, что, зайди в любой дом на Кубе, тебя примут как самого дорогого гостя. Идешь по улице — прохожие дарят лучистые улыбки. Отвечаешь тем же. Заглянул в магазин сувениров, непременное приветствие:


— Беларусь! Лукашенко!


И как только местные умудряются безошибочно определять национальную принадлежность вошедшего?! Ведь иностранные гости здесь нынче не такая уж и редкость. Грамотно подается и растет туристическая привлекательность острова Свободы. Все больше стран проявляют к нему деловой интерес. А поди ж ты, с ходу: «Беларусь! Лукашенко!» Делаю вывод: о предстоящем визите здешняя общественность была хорошо осведомлена загодя. Причем очень хорошо осведомлена. Местные СМИ поработали для этого основательно еще до того, как наша делегация ступила на кубинскую землю. В Венесуэле тот же случай.


На исполнении гимнов протокольное начало встречи для СМИ вполне могло бы и завершиться. Далее последовали бы короткие сюжеты о начале переговоров один на один, потом в расширенном составе. Но, давно заметил, когда встречаются Лукашенко и Чавес, дипломатические каноны уходят на второй, третий, а то еще и на более дальний план. Президент Венесуэлы объяснил эмоционально и просто:


— В течение последних лет мы не только выстроили стратегический союз Беларуси и Венесуэлы. Мы имеем братство. Мы говорим добро пожаловать в Венесуэлу! Мы говорим добро пожаловать в Латинскую Америку!


Уго Чавес говорил о том, что рад стремлению Беларуси к расширению сотрудничества со странами Латинской Америки в целом. В частности, со странами АЛБА (Боливарианский альянс нашей Америки — Торговый договор народов. Эта тема заслуживает более детального осмысления, и мы к ней непременно вернемся в ближайшее время. — Прим. Д.К.). Но и двусторонние контакты остаются в числе важнейших. Прежде всего деловые. По словам Уго Чавеса, в области нефти, газификации, нефтехимии, промышленности, инфраструктуры, строительства жилья, сельского хозяйства.


Александр Лукашенко поддержал друга:


— Ты прав. У нас много работы.


Лукашенко и Чавес давно обращаются друг к другу по–товарищески, на «ты» и этого не скрывают.


Президент Беларуси продолжил: «Некоторые тут начали сомневаться в серьезных перспективах нашего сотрудничества. Так вот, мы всерьез и надолго заложили основу нашего сотрудничества. Я хочу тебя в очередной раз заверить в том, что все договоренности, которые мы заключили, будут выполнены досрочно. Свидетельством тому являются новые предприятия, которые мы с тобой построили. Это заводы по производству так нужных вам тракторов, автомобилей, керамических блоков. Мы строим жилье — тысячи квартир. И, насколько я знаю, никто из ваших специалистов претензий не предъявляет».


Короткая пауза и пояснение:


— Мы приехали издалека. Мы — средняя европейская страна. Находимся в центре Европы. У нас много есть мест приложения своего труда. Но мы хотим частичку своей души, сердца оставить здесь. Ты можешь не сомневаться, мы сделаем все, чтобы никто и никогда тебя не упрекнул в том, что ты когда–то начал сотрудничать с Беларусью. Мы пришли сюда не как колонизаторы, как некоторые когда–то. Мы строим, создаем объекты, и, самое главное, мы передаем опыт и знания. Мы обучаем венесуэльцев работать на этих предприятиях. Решение, которое ты принял 5 — 7 лет назад о диверсификации экономики, правильное. Пройдут годы — и люди это сочтут за подвиг.


Ответ Уго Чавеса прозвучал в унисон:


— Мы все время думаем, как сделать еще больше и лучше для процветания наших стран, наших народов.


Президент Венесуэлы рассказал, что накануне разговаривал по телефону с В.В.Путиным:


— Я ему сказал, что ты сделал очень хорошо, в первую очередь посетив Минск.


Имелся в виду первый официальный визит В.Путина после избрания на пост Президента России. По всему видно, что Венесуэла весьма заинтересована в еще более тесном взаимодействии со всеми постсоветскими странами. Устремления вполне симметричны. В контексте наших интересов в Латинской Америке.


А то, что мы можем здесь предложить, Уго Чавес продемонстрировал более чем наглядно. Общение президентов продолжило игнорировать все существующие и вероятные нормы диппротокола. Им было явно не до условностей. После короткого разговора вышли в зал резиденции, откуда велась прямая телетрансляция на всю страну. Она, к слову, началась с момента встречи и прервалась лишь на время короткого общения тет–а–тет. А потом Уго Чавес выступил в роли ведущего многочасовой телепрограммы.


Он напомнил, что это третий визит Александра Лукашенко в эту страну. Подумалось, что эволюция на виду. Сначала было знакомство и разговор о намерениях. Потом конкретные договоренности о сотрудничестве. Нынче своеобразная инспекция сделанного и беседа о новых планах. С основными мощными узлами, накрепко нас связывающими, была организована связь через телемост.


Вот завод, начавший производить в городе Баринас МАЗы. Съемка с высоты птичьего полета завораживает: большое предприятие. Работники общаются с Каракасом, результатом довольны. Из цеха выезжают готовые белорусские машины. А неподалеку собирают наши тракторы МТЗ. Готовится к запуску совместное производство строительной техники.


Следующий телемост: возведенный под патронатом наших строителей жилой микрорайон. Сотни людей уже получают ключи. Тысячи вот–вот получат. Новое включение: завод по производству стройматериалов. Еще одно: район Каракаса, газифицированный белорусскими специалистами. То есть правильнее сказать иначе. Мы делимся своими знаниями и умениями. Передаем их венесуэльцам. Они осваивают, строят, создают с нашей помощью новое качество собственной жизни. А впереди еще немало планов.


Двумя с лишним десятками совместных документов подведен итог этого визита. Будет еще больше строек. И жилья, и производств, и инфраструктурных проектов. Договорились о строительстве тепловой электростанции. В этом примет участие еще и Китай. Тоже наш стратегический партнер. На заводе стройматериалов планируется запустить вторую линию. Ведь и планы по строительству растут. Нужно соответствующее обеспечение. Перспективный проект — газопровод между городами Баркисимето и Баринас. И это еще далеко не все замыслы. Александр Лукашенко, например, обратил внимание на то, что в новые квартиры венесуэльцев хорошо бы не завозить белорусскую мебель и бытовую технику, а производить это все на месте. Уго Чавес отнесся к этому с немалым интересом.


Александр Лукашенко, обращаясь к Уго Чавесу, был искренен:


— Тот, кто меня хорошо знает, никогда не скажет, что я умею льстить. Но скажу прямо: не было бы тебя — не было бы этих проектов и успехов. И, наверное, Беларуси здесь, в Венесуэле, тоже бы не было. Я не преувеличиваю.


Александр Лукашенко деликатно коснулся внутренней венесуэльской темы. Здесь скоро пройдут президентские выборы. Выбор за народом. Но наблюдения со стороны показали:


— Подавляющее большинство венесуэльцев поддерживают то, что мы делаем с Чавесом. Но есть некоторые, кто подвергает сомнению наше сотрудничество. Наверное, это естественно, острый политический момент...


Но хочу еще раз повторить: белорусы к вам пришли как братья, по призыву вашего патриота–президента. Это мой друг, друг белорусского народа. И вы должны знать: кто бы что здесь ни говорил, кто бы здесь что ни планировал вопреки, наше государство сделает все, о чем попросит он — мой друг Чавес.


Я уверен, что через несколько лет мы будем говорить о более серьезных проектах, которые мы реализуем назло нашим недругам. И на этом пути нас никто не остановит. Вот мой краткий ответ тем, кто еще сомневается в том, что мы сделаем.


Президенты попрощались, договорившись еще раз встретиться через несколько лет. Думается, когда в полную силу заработают новые проекты. Их немало: в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике. Причем подключаются к этим масштабным делам все новые государства. Двустороннее сотрудничество обретает более глобальный масштаб.


Работа Президента в Латинской Америке продолжается. Далее на маршруте — Республика Эквадор.


Минск — Гавана — Каракас.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter