Сергей Мирошниченко — о проблемах документального кино

Другой взгляд на реальность

Один из крупнейших российских режиссеров документального кино, сценарист, продюсер, руководитель мастерской ВГИКа, лауреат высшей американской телевизионной премии “Эмми” (аналог “Оскара” на ТВ), лауреат “ТЭФИ” Сергей Мирошниченко недавно провел творческую встречу в Минске со студентами факультета журналистики и факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. Автор фильмов “Солженицын. Жить не по лжи”, “Георгий Жженов. Русский крест”, “Валерий Гергиев. Сумерки богов” и многих других выступил с лекцией “Документальное кино в эпоху постправды”. Он показал студентам отрывки из своей ленты “Кольца мира”, посвященной зимней Олимпиаде в Сочи 2014 года, и рассказал о работе над ней. Фильм снимался по заказу Международного олимпийского комитета. Сергей Мирошниченко нашел время, чтобы ответить и на вопросы корреспондента “Народной газеты”.
prlib.ru

— Сергей Валентинович, среди ваших героев такие титаны, как Солженицын, Распутин, Жженов... У вас нет ощущения, что масштаб личностей в культуре мельчает и мы живем в эпоху ее глобального конца?


— Нет, мы все еще живем в переломную эпоху. Вырабатывается новая система ценностей, и она еще не совсем выработана. Она дает странный результат: появляется огромное количество новых публицистов, журналистов, бытописателей... С другим взглядом на эту реальность и отношением к жизни. Это талантливые люди, и они ставят перед нами своеобразное зеркало. Но чтобы появился выдающийся писатель или художник, он должен прежде всего отстраниться и хотя бы на несколько шагов отойти в сторону. Он должен понять, в координатах какой культурной традиции живет. Что хочет, по большому счету, об этой эпохе перемен сказать. Не пересказать ее, а именно сказать, выразить свое отношение. Да, наверное, это сложно. Знаю, что таких писателей, как ваш Василь Быков, который говорил о войне так, что мороз шел по коже, уже не будет. Но будут другие.

— То есть ощущения, что личности мельчают, у вас нет?

— Я не хочу мимоходом унижать своих ребят, я ведь преподаю студентам во ВГИКе и вижу, что они другие. У них другие кумиры, ценности, интересы. Мне их немного даже жаль, потому что они живут в своем “компьютерном ГУЛаге”, который сами и создали. Редко кто поднимается над ним и смотрит на него сверху, понимая, что там происходит на самом деле. Они уже не советские и даже не постсоветские люди. Их трудно сделать и антисоветскими, они существуют вне прежней системы ценностей. Они ее не понимают. Но говорить о конце культуры я поостерегся бы. Я сам многому у них учусь.

— Вы получили высшую американскую награду “Эмми” за проект “Рожденные в СССР”. Для вас важно признание на Западе? Западный зритель до конца понимает постсоветское документальное кино?

— Я получал не только “Эмми”, но и много других западных наград. Но для России моя “Эмми” — единственная. Я думаю, западный зритель многое понимает, но у него есть свое сложившееся представление, стереотипы и набор штампов о России. Он должен видеть на экране сильно пьющих, бедных, несчастных людей. И часто фильмы, в которых это есть, пользуются большим успехом. Эта маргинальность хорошо продается. Но Россия и ваша страна тоже все-таки гораздо сложнее и интереснее устроены, чем принято считать. Мы все очень разные, в каждой стране есть разные социальные пласты. К сожалению, то, что сложившемуся стереотипу не соответствует, западному зрителю не интересно.

— В программе “Ближний круг” на телеканале “Культура” вы говорили о том, что современное документальное кино, увы, не показывают на телеканалах. Ситуацию возможно изменить?

— Я делаю все, что могу. Но мне кажется, что телевидение в ближайшие годы как основной источник информации отомрет. Для молодежи оно фактически уже умерло. Люди будут получать информацию в интернете. И тематические интернет-каналы будут показывать свое документальное кино. Они уже есть. Телевидение со своей цензурой, с устаревшими редакторскими представлениями вчерашнего дня останется только для тех, кому за 50. Этот слом неминуем. Реклама уже уходит с телевидения в сети, а если уходит реклама — уйдет и зритель. Сначала погибнут частные каналы, останутся только государственные, потому что государство захочет иметь свой информационный рупор, но это все равно уже будет небольшое информационное пространство.

— Вы всегда говорили, что автор должен прежде всего полюбить своего героя. Неужели у вас за все годы не возникало антипатии к тем, кого снимали? Как с ней справляться?

— Если тебе неприятен твой герой, надо его полюбить. Ты можешь вести с ним диалог, спорить, но судить человека может только Бог. Это не наше дело. Если бы я даже снимал фильм о человеке, который, к примеру, исповедует абсолютно неприемлемые для меня фашистские взгляды, я все-таки старался бы ответить на вопрос: сколько человека в нем еще осталось? У буддистов, по-моему, есть убеждение, что человек рождается с полной душой и затем в течение жизни он начинает ее понемногу терять, она сокращается. И в какой-то момент доходит до состояния камня. А потом и сам человек превращается в камень. Вот я и буду думать, если герой мне неприятен, сколько в нем еще осталось до камня?

— Вас часто предавали?

— Да. Очень часто. Зависть в искусстве — самый страшный порок. При Сталине ведь сами творческие работники доносили друг на друга. И сейчас на меня доносят. Я читал эти доносы, письма, мне их давали посмотреть. Пишут всякую ерунду, причем сразу напрямую Путину — а чего мелочиться? Потом я встречаю этих людей на премьерах и фестивалях. Они улыбаются, здороваются со мной, пожимают руку...

Кадр из фильма “Анна. От 6 до 18”

— Завидуют, наверное, таким проектам, как “Кольца мира”, потому что это госзаказ, предполагающий хорошее финансирование?

— “Кольца мира” — не госзаказ. Это заказ Международного олимпийского комитета. Такие имиджевые олимпийские фильмы в разное время в своих странах снимали Клод Лелуш, Карлос Саура, Милош Форман. Можете себе представить уровень требований. В СССР снимал Юрий Озеров. В Германии Лени Рифеншталь снимала “Олимпию”. И это не было заказом Гитлера. И Геббельсу, кстати, “Олимпия” не нравилась. Фильм снимался Рифеншталь по заказу МОК и только поэтому не был уничтожен и остался в истории. Как правило, эти фильмы почему-то не принимают внутри страны. К моему почему-то была масса претензий, в том числе и со стороны государственных людей, спортивных чиновников. Ведь задача такого фильма показать победы спортсменов из разных национальных групп в разных видах спорта, а у всех какие-то свои предпочтения. И всем не угодишь. Знаю, что режиссера Кона Итикаву выжили из Японии за его фильм об Олимпиаде 1965 года в Токио.

— Казалось бы, спорт — такая тема, которая, наоборот, должна сглаживать углы, примирять...

— Как правило, в спортивной сфере работает большое количество чиновников с обостренным национальным самосознанием. Может, это в какие-то моменты и неплохо, они нацелены на победу любой ценой, но, увы, не всегда в таком случае слышат оппонентов.

— Вы работали над знаменитым документальным фильмом Никиты Михалкова “Анна. От 6 до 18”. Расскажите, как это происходило?

— Михалков просто обратился ко мне за консультацией: до этой картины он никогда не работал с документальным жанром. Я помог ему систематизировать отснятый материал, какую-то хронику, чтобы все это сложилось в единый образ фильма. Судя по тому, что сегодня обращаются к этой картине, чтобы понять нашу новейшую историю, что-то у меня получилось.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter