Другой коленкор

О бизнес-климате в Беларуси

Приятная новость. Беларусь признана одной из лучших стран–реформаторов в новейшем рейтинге Всемирного банка. Правда, в топ–30 стран с лучшим деловым климатом — а именно такая задача стоит перед Правительством — мы еще не вошли. В обновленном рейтинге наша страна занимает только 85–е место. И все же это настоящий прорыв. Год назад нас не было в первой сотне...


Очевидно, проделана серьезная работа, чтобы сделать условия для развития бизнеса комфортнее. Отменена «золотая акция», упрощена регистрация предприятий, создана нормативная база для становления полноценного рынка ценных бумаг, сокращено количество проверок, ведется работа над реальным, а не косметическим улучшением налоговой системы. Все эти усилия и получили высокую оценку тех, кто составляет авторитетные рейтинги. Но обольщаться комплиментарными высказываниями экспертов, на мой взгляд, не стоит. Многое в нашей экономике еще предстоит приводить в порядок. Нормативного железобетона, сковывающего деловую инициативу, все еще в избытке.


Вспоминаю одно из недавних межведомственных заседаний. Высокопоставленный чиновник Минфина согласился со своим визави из Минэкономики, что наша налоговая система признана одной из худших в мире. Но тут же добавил, что она гораздо проще того вороха актов, которые регулируют ценообразование. «Если бы международные институты задумали составить рейтинг простоты формирования цен, боюсь, мы бы в него вообще не попали», — бросил он в сердцах...


Жалобы на громоздкость и путаность как налогообложения, так и ценообразования из уст директоров звучат чаще других. Немало об этом было сказано и в кулуарах состоявшегося недавно конкурса «Лучший предприниматель года». Директор акционерного общества «Молочный мир» Иосиф Шишко рассказал, что хотел бы видеть радикальные изменения в налогообложении. «Налогов, конечно, должно быть меньше. Прибыль необходимо сделать самым главным параметром ведения бизнеса. А большинство налогов нужно сократить, может быть, даже все, кроме одного — налога на прибыль. Сделать его большим, но чтобы это был единственный и всем понятный налог».


Впрочем, бизнесмены говорили не только о налогах и ценах. Например, гендиректор предприятия «Адани» Владимир Линев, победитель в номинации «Лучший предприниматель в сфере медицинской деятельности», сказал так: «Современный бизнес не нуждается в каких–то иллюзорных льготах типа освобождения от проверок или введения специального налогообложения. Ставить льготы в основу развития бизнеса недопустимо. А вот поддерживать инновационные, прорывные для государства проекты — это другое дело. Сегодня много говорится об инновационном развитии, о том, что нужно оказывать помощь наукоемким предприятиям. Но как на самом деле все обстоит? Реально поддержка направляется в первую очередь на госпредприятия. Ведь так?.. Но частные фирмы не могут создать высокотехнологичное производство в гараже, на арендованных площадях. Нужна определенная инфраструктура»...


Руководителей бизнеса, как я понял, смущает и практика многочисленных разнарядок: куда отгружать продукцию, у кого покупать сырье и комплектующие, что и в каких объемах производить. Директор одного предприятия рассказал мне, что ежегодно получает планы по росту объемов производства, которые невыгодны ему финансово. «Вал любой ценой» — таков, к сожалению, девиз многих ведомственных чиновников. Хотя в современном рыночном мире принято ориентироваться на прибыль, а не объемные показатели.


«Если буду выполнять «спущенные сверху» указания, то боюсь, через два–три года могу загнать предприятие в банкротство. А если ослушаюсь, не избежать нелицеприятных разговоров с кураторами предприятия», — обозначил патовую ситуацию собеседник.


Есть над чем подумать...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter