Другое кино

Качественный документальный фильм по–прежнему большая редкость на экране
Качественный документальный фильм по–прежнему большая редкость на экране

Говорят, документальное кино сегодня переживает второе рождение. И то, что прайм–тайм телеканалов все чаще достается документалистам, — это факт, который легко проверить. Так о чем же так тяжко вздыхает Владимир Мороз?

Владимир Викентьевич — главный редактор студии «Летопись» национальной киностудии «Беларусьфильм», на днях презентовавшей дюжину новых неигровых картин. В ближайшее время будут смонтированы еще 5. Но до зрителя дойдет в лучшем случае лишь половина этих фильмов. «Такова реальность и наша боль», — сетует Владимир Мороз.

С одной стороны, телевидение с его постоянными новостными репортажами, шоу из реальной жизни и бесконечными «Звездными цирками» и «Звездами на льду», «подсадившими» зрителя на «реальное ТВ», действительно сформировало интерес к документальному кино. И все же авторская документалистика, рассчитанная на интеллектуалов, едва ли сможет обеспечить нужный телеканалу успех. И попытки показать на телеэкране те фильмы, которые профессионалы считают стоящими, срываются одна за другой. Рейтинги не те, форматы не те, в результате «страшилки» о детях–маугли и рассказы о личной жизни и смерти знаменитостей легко занимают их место...

Так что попасть в эфир со своим фильмом режиссеру «Летописи» чаще суждено тогда, когда его кино перейдет в разряд «архивных материалов» и будет востребовано коллегами «из телевизора» для новых проектов. Точнее, уже не коллегами — конкурентами.

«Наше кино по–прежнему недоступно для зрителя в той мере, как оно этого заслуживает», — констатирует Владимир Викентьевич. Здесь он совершенно прав, тем более что к публике попадает зачастую далеко не лучшая продукция «Летописи». Вот к той же Галине Адамович, к примеру, фильму которой недавно присудили Гран–при теперь еще и документального фестиваля в Тегеране, нестоличные кинопрокатчики вообще относятся с опасением, вошедшим, похоже, в привычку: ни один из наших «фестивальных» фильмов для показа в кинотеатрах страны (за исключением Минска) пока ни разу так и не купили.

В итоге на киностудии продолжают «накручивать» километры лент режиссеры, штампующие, как и 40 лет назад, тракторы, дружными рядами выходящие в поле, и колосящиеся хлеба. И в 2007–м, оказывается, эта архаичная стилистика у творцов в почете. Как ни странно, такое кино чаще находит понимание у прокатчиков, чем документальные истории о каких–нибудь деревенских «чудаках». Скажем, вроде тех, которые спешно стали менять мировоззрение, узнав, что их Псуевский сельсовет Глубокского района может претендовать на звание центра Европы (фильм Ирины Волох «В центре Европы»). Или тех, которые умудряются совмещать тяжкий крестьянский труд с репетициями совершенно ирреального деревенского оркестра (картина Галины Адамович «Мужское дело»). Безусловно, и трудовой подвиг заслуживает запечатления на кинопленке, только не избитыми еще в прошлом веке приемами...

На грядущий «Золотой Витязь», помимо упомянутых картин Волох и Адамович, Беларусь представит еще 3 новых проекта «Летописи»: «Чернобыльский крест» Анатолия Алая, «Марию» Виктора Аслюка — очень своеобразно смонтированный фильм о судьбе белорусской победительницы популярного советского телеконкурса «А ну–ка, девушки!» и такое же не вполне традиционное киноповествование супруги Виктора, дебютантки Ольги Дашук об известном архитекторе под названием «Леонид Левин. Война и любовь». По моим прогнозам, минимум 5 наград «Витязя» будут нашими. Но, помимо фестивалей, увидеть это кино можно только в Минске (кстати, на ближайшее время в кинотеатре «Центральный» запланированы творческие встречи с Аслюком и Адамович). Хотите узнать другое кино, понять, от чего приходит в восторг Европа, награждая белорусских документалистов и покупая их работы, — придется ехать в столицу. Во всяком случае, это ближе, чем Берлин, Варна и другие фестивальные центры неигрового кинематографа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter