Как уровень доверия в обществе отражается на его благополучии

Другим доверяй, но сам не плошай

О некоторых принципах взаимоотношений в обществе

Не так давно сотрудники Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) провели любопытное исследование “Доверие, институты и экономический рост в Беларуси”. Что удалось выяснить и к каким выводам пришли ученые? Об этом “НГ” рассказала один из авторов исследования, кандидат экономических наук Анна Огинская.

— Как и почему возникла идея проведения такого исследования и в чем его смысл? 

— Схожие исследования существуют в большом количестве. Но в Беларуси ничего подобного раньше не проводилось. Хотя наша страна представлена в нескольких социологических международных опросах, изучающих уровень доверия людей друг к другу, к органам власти, правоохранительным структурам, политическим партиям, профсоюзам, СМИ, церкви. Нам было интересно интерпретировать эти данные в сравнении с другими государствами и рассказать о том, как это может быть связано с экономическим ростом и доходами людей.

— Какая же картина в итоге вырисовывается? 

— В международных рейтингах и опросах, таких, например, как World Values Survey, общий уровень доверия оценивается на основании вопроса: “Как вы считаете, большинству людей можно доверять или в отношениях с окружающими следует быть осторожными?” Анализируется также уровень доверия к различным политическим и социальным институтам. Подсчеты велись по пятибалльной шкале. На каждый из вопросов можно выбрать один из следующих вариантов ответа: полностью доверяю (+2 балла); немного доверяю (+1); не знаю (0); не очень доверяю (-1); совсем не доверяю (-2). И хотя белорусы по натуре своей слывут людьми осторожными, спокойными в отличие, например, от темпераментных греков или итальянцев (история и география наложили здесь свой отпечаток), уровень доверия у нас выше, чем в России, Украине, других странах СНГ, Центральной и Восточной Европы. Нам после распада СССР удалось избежать войн, политических конфликтов и социальных потрясений, что сделало людей более раскованными и уверенными. 


Больше всего белорусы доверяют своей семье и знакомым, церкви, что, скорее всего, обусловлено мирным сосуществованием у нас множества конфессий. Кроме того, Беларусь отличает высокий уровень доверия к госслужащим, что отражает низкий уровень бытовой коррупции. Однако по степени доверия мы все же “проигрываем” странам Западной Европы. Несмотря на то что наши граждане склонны рассчитывать на себя и близкое окружение, разделяют рыночные ценности и позитивно оценивают конкуренцию, в то же время они слабо поддерживают исключительно частную собственность для отраслей и организаций.

— Но где же взаимосвязь между уровнем доверия к различным организациям, учреждениям и развитием общества? Как это коррелируется с экономическим ростом?

— Все просто. Чем выше доверие, тем более эффективно взаимодействуют между собой члены общества, тем чаще люди реализуют общие проекты, создают стартапы, привлекают инвестиции, более активно вовлекаются в предпринимательскую деятельность. Ведь даже в самом идеальном бизнес-контракте невозможно прописать все нюансы. Поэтому успех любой сделки так или иначе всегда зиждется на доверии ее участников. Отсюда развиваются инновации, эффективнее работает экономика, растут производительность труда и зарплаты. Неудивительно, что в лидерах рейтинга WVS страны с максимальным доходом на душу населения — Норвегия, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Нидерланды. Внизу списка — Зимбабве, Кения, Филиппины. Что еще интересно, даже в одной стране в разных регионах показатели могут отличаться. Например, в северных областях Италии экономика более развита, чем в южных, что коррелирует и с уровнем доверия. Впрочем, нельзя сказать точно, что первично. Доверие и экономические эффекты — это, скорее, взаимообусловленные явления. 

— Сейчас в разгаре избирательная кампания по выборам депутатов в местные Советы. Сегодня это звено власти некоторые граждане явно недооценивают. Многие ждут помощи в решении проблем жизнеобеспечения от депутатов Парламента, министров, Администрации Президента, но никак не от местной вертикали. 

— Я думаю, здесь вопрос не столько в недоверии к местным чиновникам и депутатам, сколько в большем доверии к центральной власти. Связано это с распределением полномочий и обязанностей, финансовых ресурсов и ответственности. Для повышения автономии местных органов власти, наверное, целесообразно делегировать им “сверху” часть полномочий, пересмотреть распределение бюджетных поступлений в их пользу. Ведь местные бюджеты сегодня являются скорее сметой расходов. Излишки доходов направляются в центральный бюджет, так же как и дефицит компенсируется из него. Это значительно сокращает инициативу на местах, снижает стимулы к развитию предпринимательских, инвестиционных проектов, к поиску альтернативных источников средств. Разумная децентрализация управления, повышение самостоятельности местных Советов позволят им более гибко и оперативно реагировать на локальные запросы граждан, повышая уровень доверия и эффективность принимаемых решений.


Повышение доверия к институтам возможно также в результате предоставления людям свободного доступа к информации. В этом плане позитивную роль сыграли решения и действия по дебюрократизации госаппарата. Значительно расширился объем правовой и статистической информации, доступный онлайн, успешно внедрили систему “одно окно”. Все эти нововведения позволили Беларуси занять довольно высокие позиции в ежегодном отчете ООН “Электронное правительство”. При этом произошел значительный скачок в значении E-participation index — Индексе электронного участия, который характеризует доступ населения к информации и публичным сервисам онлайн. 

— С другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов социальную ответственность, гражданскую активность. Часть избирателей (пусть и небольшая) даже не приходит на выборы, считая это чем-то необязательным и неважным. А потом люди идут с жалобами, претензиями в сельсоветы и райисполкомы. 

— Воспитание гражданственности — процесс достаточно длительный. Возможно, не одно поколение должно смениться, чтобы сформировалось зрелое гражданское общество с высоким уровнем самосознания и ответственности каждого. Наверное, где-то не хватает финансовой и правовой грамотности. Всему этому надо учить и учиться. Вспомните скандалы в товариществах собственников, связанные со злоупотреблением председателей. Люди долгое время закрывали глаза на это, не интересовались финансовыми вопросами, куда тратятся деньги, почему в качестве дворников и уборщиц назначаются “мертвые души”. Именно на таком локальном уровне люди обнаруживают, что “все в их руках”, и становятся ответственными и мотивированными в решении проблем. Это впоследствии приводит к повышению гражданского самосознания в целом. 

— Потребительское отношение имеет исторические корни. В советские времена государство и квартиру давало, и работу гарантировало. И сегодня у нас нередко встречаются любители покритиковать Правительство, депутатов, лежа на диване и палец о палец не ударив, чтобы самим что-то изменить в своей жизни. Как изменить такую позицию?

— Критика в любом случае должна присутствовать. Это стимулирует власть, заставляет ее быть в тонусе, не отрываться от реальности. Но критику надо переводить в более объективное русло. Здесь главная задача государства в том, чтобы объяснять смысл принимаемых решений. Например, в Польше во время реформ 1990-х годов властям тоже приходилось принимать непопулярные решения. Но население им доверяло, потому что людям все подробно объясняли. В результате удавалось избежать социальной напряженности. Необходимо также вовлекать граждан в обсуждение значимых документов еще на стадии их подготовки, собирать интересные и полезные идеи. Важно, чтобы люди чувствовали сопричастность в принятии решений.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter