Источник: Знамя юности
Знамя юности

Дмитрий Дащинский: Мне нравится Анна Гуськова

Другая сторона трамплина

Начиная с 1998 года белорусские фристайлисты не возвращались с Олимпиад без медалей. Первую – бронзовую – на Играх в Нагано завоевал Дмитрий Дащинский. После в карьере спортсмена было еще серебро Турина в 2006 году, а нынешние Игры станут первыми, за которыми уже не первый год тренирующий молодежный состав сборной ветеран будет наблюдать со стороны и совершенно другими глазами. Пока белорусская сборная оттачивала прыжки на последнем сборе в Японии, подопечные Дащинского исполняли в «Раубичах» простые сальто. А Дмитрий, наблюдая за полетами, рассуждал о переменах.

фото дмитрия ткачева

– Все говорят о наших медальных надеждах, а мне бы очень хотелось, чтобы они в Пхенчхане были связаны с новыми именами. Предпосылки есть. Серьезный прогресс, например, наметился в коньках. Есть очень перспективная девушка – Марина Зуева. Мы встречались с ней на Универсиаде, видел ее в деле – с таким подходом можно многого достичь. Естественно, рассчитываю на фристайлистов. Ребята ведь уже на слуху, на этапах Кубка мира на пьедестал поднимались не раз.

– У кого из них наибольшие шансы удивить на Олимпиаде?

– По результатам нынешнего сезона мне очень понравилась Аня Гуськова. На первом кубковом этапе она победила, и этот успех ее преобразил. Я не помню, чтобы Аня когда-нибудь была такой серьезной. Всегда выступала словно для удовольствия. Прыжки выполняла на неплохом уровне, но постоянно улыбки, какая-то бесшабашность. Причем неважно, хорошо получилось или плохо. Сейчас же она собранна, настроена, хочет пробиваться выше. Похоже, выросла, повзрослела, начинает понимать, для чего выходит на склон и что способна бороться с самыми серьезными соперницами.

– А Максим Густик?

– Максима также что-то постоянно отвлекало. Да, на соревнованиях собирался и старался показать макси­маль­но возможный результат. Но вот в других вопросах, вроде общефизической подготовки, концентрации ему не хватало. Густик пытался успеть везде и сразу, а если нет ежедневных системных тренировок, а в процесс постоянно «вмешиваются» то семейные дела, то бытовые вопросы, говорить о результатах сложно.

– Ты с первой же своей Олимпиады – в Нагано – вернулся с медалью...

– Я очень хорошо помню те ощущения. Вроде бы первые Игры, можно сослаться на дебютантский статус и необходимость освоиться. А у меня в голове не было других мыслей, кроме пьедестала. Открываю книгу почитать – и не понимаю смысла написанного. В голове только прыжки, только победа. Настрой был сумасшедший.

Дмитрий Дащинский в Нагано

– Антону Кушниру сейчас не позавидуешь, от него опять многие ждут только победы...

– Антон наверняка понимает, что спортивная карьера движется к финишу и, пока есть силы и возможности, постарается воспользоваться шансом. Молодым ребятам дебютировать на Играх также непросто, но под давлением выступать все равно сложнее. Когда ты первый раз на топ-турнире – отвечаешь только за себя. Можно смело рисковать, энергия прет. А когда начинаешь в голове прикидывать расклады, строить планы – ощущения совсем другие.

– Твоя последняя Олимпиада была в Сочи. Близость заката карьеры сказывалась?

– Больше сказывалась полученная накануне Игр травма плеча. Пропустил больше месяца, прыгать начал только в Сочи, там же впервые попробовал исполнить на снегу тройное сальто с пятью пируэтами. Самый сложный прыжок в моей спортивной карьере. Получалось неплохо, но все равно не хватало уверенности и адреналина. Все происходящее превра­тилось в рутину, постоянно приходилось себя «подогревать». Плюс в голове сидела мысль о полученной травме: казалось, что пропущенный отрезок сезона обязательно скажется на выступлении, что не смогу отпрыгать на максимуме.

– В этом смысле очень показателен пример Антона Кушнира. Он очень прагматично и рационально пропустил сезон, восстановился и, похоже, сумел избежать сбоев в подготовке.

– Антон, конечно, молодец, но здесь вопрос не в нем, а в системе, которая существует в нашем спорте. Завоевал ты, например, олимпийскую медаль, но на следующий год должен ее подтвердить. Многие лидеры (по крайней мере во фристайле) послеолимпийский сезон рассматривают как восстановительный. В этом есть смысл. Я помню, как сам выступал после Олимпиады в Турине. Приезжаешь на этап Кубка мира и не понимаешь, что это за соревнования вообще такие? Что я здесь делаю? Ни желания прыгать, ни концентрации. Думаю, если бы я тогда отдохнул, перезарядился, то и дальше результаты были бы гораздо лучше. Но вариантов нет: иначе останешься без зарплаты.

– Олимпиада в Пхенчхане станет первой за последние 20 лет, которую ты будешь смотреть по телевизору...

– Да уж, странные ощущения. Поначалу чувствовал себя не в своей тарелке. Сейчас полегче: в Беларуси начался сезон, мои ребята из-за погоды только начали прыгать, на носу юниорский чемпионат мира – не до абстрактных мыслей. А поначалу, когда все вместе тренировались на воде, постоянно ловил себя на мысли: «Как это так: все готовятся, собираются на Олимпиаду, а я в стороне?» Привык уже за столько лет.

– Многие спортсмены по первому времени даже по телевизору смотреть за соревнованиями не могут...

– Я буду. Если бы еще был спортсменом и по какой-то причине остался бы за бортом, было бы куда сложнее. Мне, например, даже собственные выступления сложно пересматривать. А сейчас успел переключиться. Соревнования смотрю, причем уже с позиции тренера. Оцениваю, где были ошибки, что можно улучшить. Остался частью команды, но уже в другом качестве.

– Белорусский фристайл с 1998 года неизменно привозит медали с Олимпийских игр. Есть надежда, что эта тенденция не прервется?

– Я смотрю за выступлениями молодежи и понимаю, что, по крайней мере, пара-другая человек вполне могут со временем выйти на мировой уровень. Звезд нет, но тот же Дима Мазуркевич выиграл в прошлом году юниорский чемпионат мира и готов сражаться на любых соревнованиях. Очень амбициозный парень. Причем я вспоминаю его пару лет назад – совсем другой человек. Яркий представитель нового поколения с его расхлябанностью, неумением концентрироваться, постоянными отвлечениями. Но как только почувствовал, что может добиваться в спорте чего-то серьезного, Диму словно подменили. Уже не возникает вопросов, зачем тренироваться каждый день в усиленном режиме. Он хочет побеждать, для него тренировки – на первом плане. Это, кстати, к вопросу о том, что нынешнюю молодежь невозможно заинтересовать. Просто нужно понимать, чем можно увлечь.
Все новости из олимпийского Пхенчхана доступны на странице спецпроекта sb.by.
komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter