Друг напрокат

Друзья напрокат — не просто частная инициатива предприимчивых граждан...

В редакцию позвонил наш читатель и попросил опубликовать объявление: «Ищу друга для совместного отдыха на море. Незабываемые впечатления гарантирую!» Я объяснила, что «СБ» не публикует объявления подобного содержания. Читатель долго возмущался. Он уже не первый раз, оказывается, через рекламные издания, интернет–сайты и турфирмы находит себе друзей, подруг, попутчиков. И очень даже доволен! Отдохнули — разбежались. Никто никому ничего не должен.


Друзья напрокат — не просто частная инициатива предприимчивых граждан. Это что–то вроде нового вида услуг, который имеет немало шансов стать целым сегментом рынка. Во всяком случае, в соседней России и Украине таковым уже становится. А в мире это вообще весьма прибыльный бизнес — покупать на время друга, подругу, гостей, футбольных болельщиков, музыкальных фанатов... Суть услуги проста, как детская считалка: за плату вам предоставляют приятелей, способных поддержать разговор, отправиться вместе на вечеринку, в театр, на шоппинг, составить компанию на отдыхе.


В США пошли еще дальше. Там напрокат можно взять... жену. В вашем доме поселится симпатичная дама, которая будет убирать, готовить, стирать и... пилить вас за позднее возвращение домой. Но при этом никакого интима! Услуга предназначена для молодых мужчин, которые хотят проверить, готовы ли они к браку. В Украине пользуются спросом «мужья напрокат» — для хозяйственных и бытовых нужд.


Но наибольшей популярностью пользуются профессиональные попутчики. Их роль успешно осваивают безработные, студенты. Это когда–то нужно было все лето пахать в стройотряде или клянчить деньги у родителей, чтобы съездить в Крым. Сегодня на специализированных интернет–сайтах молодые люди находят состоятельных джентльменов и дам, ищущих компаньонов для путешествия в экзотические страны и готовых оплатить поездку. Один из профессиональных попутчиков делится на интернет–форуме секретами профессии: «Нужно быть остроумным и веселым, знать тысячи анекдотов и забавных историй, но при этом не быть навязчивым. Необходимо быть воспитанным, знать правила этикета, чтобы клиент без стеснения мог взять вас с собой в дорогой ресторан. Нужно поддерживать все начинания клиента: ездить с ним на экскурсии, играть в теннис или в карты, приносить из бара коктейли и даже помогать завести курортный роман». За всю эту непыльную работу спонсор оплачивает тур, а по возвращении — еще и небольшое вознаграждение за старания.


В Интернете я прочитала немало объявлений о подобных услугах. И у них, по мнению психологов (специально интересовалась!), светлое будущее. Объясняют они эти радужные перспективы тем, что сегодня начинает формироваться прослойка состоятельных людей, испытывающих дефицит общения, — им просто некогда заводить друзей, да и душевные силы на кого–то не хочется тратить. И они остаются в эмоциональном вакууме. Наиболее простой выход из этой ситуации — взять друга напрокат, купить...


В не столь давние советские времена мы были, по существу, лишены политической, социальной, деловой форм жизни. И заменяли их дружбой — искренней, исповедальной. Дружба стояла в иерархии ценностей даже выше любви. Сегодня же хочешь — вступай в любую партию, хочешь — бизнесом занимайся, хочешь — иди в волонтеры. Или никуда не иди и ничего не делай. Но при этом все чаще говорят об оскудении человеческих эмоций и чувств. Отзывчивость, милосердие, личные привязанности как–то померкли. Друзья стали почему–то не нужны. Ну кто, скажите, может сегодня восторженно воскликнуть: «Друзья, прекрасен наш союз!» И сохранить этот союз на годы?


Не так давно Антуан де Сент–Экзюпери написал, что у людей уже не хватает времени и желания что–либо узнавать. «Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями». Прошло всего несколько десятков лет и «магазины» появились. И покупатели появились, и «товар». Вот только как все–таки этот самый «товар» назвать — неужели дружбой?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter