Дрожжа: ничего экстраординарного на фоне санкций не происходит, европейский вектор будем менять на азиатский

Евросоюз недавно ввел очередной пакет санкций в отношении Беларуси. Они касаются экспорта металлов, удобрений и древесины. По словам заместителя Премьер-министра Юрия Назарова, в целом лесной комплекс в Европу экспортировал продукцию почти на 3,2 миллиарда долларов. 

– Стало известно, что ЕС отзывает так называемый FSC-сертификат лесоуправления, который в цепочке поставки древесины – основа. Он показывает, что лесоуправление ведется на нормальной научной базе. И наличие сертификата у каждого лесофондодержателя позволяло нам показывать в цепи переработки законность происхождения продукции. Поэтому вот это санкционное давление крайне неприятно. Хотя мы прекрасно понимаем, что ЕС без нашей продукции тоже не обойдется, – подчеркнул Назаров в беседе с журналистами после вчерашнего доклада Президенту. – Хочу заметить, что мы успешно экспортируем и пилопродукцию, и плитную продукцию уже и в КНР. Китай купит нашу продукцию, а также Азербайджан, страны Средней Азии, где древесины нет. Поэтому просто надо спокойно переориентировать то, что не возьмет Европа, и на этом зарабатывать деньги.

О ситуации в отрасли и планах сегодня рассказал в своем видеообращении к работникам министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа. Видео размещено в официальном телеграм-канале «Минлесхоз». 

– Реалии нынешнего времени вынуждают обращаться к вам и общаться с вами таким способом. На прямые линии Минлесхоза в последнее время начали поступать звонки и сообщения от наших сотрудников с вопросами о том, что происходит в отрасли, как мы будем с вами хозяйствовать в реалиях санкционного давления, – ввел в курс дела министр. – Коллеги, хотел бы вас успокоить. Да, действительно, санкции введены. Сегодня работают договоры, заключенные до 2 марта, выгружаться по ним мы имеем возможность до 4 июня. 

Виталий Дрожжа отметил, что тема санкционного давления не стала новостью для руководства отрасли: 

– Мы об этом знали уже в конце прошлого года: все больше и больше, особенно в оппозиционных СМИ, в различных телеграм-каналах были призывы к санкционному давлению. Поэтому мы группироваться начали с ноября-декабря прошлого года. И сегодня хочу всех вас заверить, что все необходимые решения приняты. Мы с вами достаточно плодотворно потрудились в прошлом году, значительно обновили нашу технику, в том числе лесозаготовительную, серьезно перевооружили наши деревообрабатывающие производства. В целом отрасль готова в том числе и к определенной паузе по инвестициям. 

Виталий Дрожжа подчеркнул, что в ближайшее время возможности экспортировать товары в Евросоюз, один из основных рынков сбыта, не будет. 

– Но у нас есть полное понимание того, что мы будем работать активнее на китайский рынок, – обозначил вектор министр. – Наверное, будет определенное падение по цене, наверное, будет определенное неудобство по логистике, но многие из вас уже грузят контейнерные поезда, и эта тема для нас не в новинку. Да, нужно будет по ряду регионов где-то расширить инфраструктуру наших погрузочных площадок, станций, чтобы мы могли грузить контейнерные поезда. В ближайшее время мы с генеральными директорами встретимся и эти вещи пообсуждаем. Буквально на этой неделе пройдут торги; переговоры с нашими китайскими партнерами свидетельствуют о том, что есть активность на китайском рынке. 

По словам министра, работать предстоит в новых условиях: 

– Но тот, кто в отрасли работает уже достаточно долго, поймут, о чем я говорю. Мы грузили с вами балансовую древесину когда-то на экспорт и по 10–15 долларов за куб, по 47 грузили. Мы палетку продавали по 70–90 долларов. Конечно, 350, 400 и свыше 400 евро за куб доски – цена очень хорошая. Конечно, для нас путь наименьшего сопротивления – продавать у себя на складе, имея стопроцентную предоплату. 

Министр резюмировал: 

– Хочу всех еще раз успокоить: ничего экстраординарного не происходит. Да, европейский вектор мы будем менять на азиатский рынок. Да, действительно, автомобильный транспорт в части экспортной отгрузки будет меняться на железнодорожный. Да, наверное, придется нашу пилопродукцию свозить на станции по погрузке и грузить в контейнеры и направлять в Китай – все для этого есть. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter