Коссовский расстрел в 1927 году всколыхнул общественность и стал прологом к воссоединению Западной Белоруссии и БССР

Дрожат от страха кровавые паны

Созданный на нашем сайте проект «Беларусь единая» рассказывает о разделе Беларуси в начале XX века, о жизни людей в непростой межвоенный период и героях, которые сделали все, чтобы наша страна была единой, а Западная и Восточная Белоруссия воссоединились в 1939 году. Ранее неизвестные факты и репортажи из всех уголков Беларуси, захватывающие истории про наших земляков и видеоролики с уникальной хроникой собраны на сайте sp.sb.by/edinaya
Коссово — самый маленький город Брестской области. Однако по количеству достопримечательностей он даст фору даже некоторым райцентрам: Коссовский дворец, усадьба Костюшко, церковь и костел с чудотворной иконой. Еще один знаковый памятник — в центре Коссова. Там с 1966 года находится стела с мемориальной доской. На ней дата: 3 февраля 1927 года. Центральные площадь и улица Коссова названы в память об этой дате. Сегодня любой житель города скажет вам, что таким образом увековечена память о земляках, расстрелянных поляками 94 года назад во время демонстрации за воссоединение с БССР.

Улица в Коссове, где проходил расстрел.

Пули и издевательства над выжившими 

В 1927 году это была рыночная, или торговая, площадь — сердце местечка Коссово, где не только торговали, но и обсуждали происходящее на белорусских землях. 

Заведующий мемориальным комплексом партизанской славы «Хованщина» — филиалом ГУК «Ивацевичский историко-краеведческий музей» Сергей Мочалов кратко изложил суть произошедшего тогда события:

— Когда Западная Белоруссия входила в состав Польши, здесь действовали подпольные коммунистические организации. Местные коммунисты 3 февраля 1927 года вывели людей на демонстрацию против произвола польских панов и за воссоединение с БССР. Вышли около 1500 человек. В то время главой Коссова был Владислав Станишевский, он и отдал распоряжение открыть огонь по демонстрантам. Убито шесть человек, 35 ранено. Этот расстрел всколыхнул Польшу и стоил Станишевскому должности. 

Сергей Мочалов.
 
Западная Белоруссия отошла Польше в 1921 году согласно Рижскому мирному договору, а уже в 1923 году образовалась Коммунистическая партия Западной Белоруссии (КПЗБ). В Коссовском повете коммунистические кружки появились еще раньше — в 1922-м. 

Центром их объединения стала деревня Яглевичи в Ивацевичском районе. Сохранились имена и фамилии тех, кто активно боролся с панами: Антон Клютко, Григорий Бахур, Максим Муца. Они организовали ячейки КПЗБ в Борки-Гичицкой и Коссовской гминах. В середине 1924 года на собрании в Яглевичах выбран Коссовский райком КПЗБ, одним из наиболее активных членов которого стал Александр Свергун.

Польские власти старались подавить революционное движение. В течение нескольких месяцев в 1925-м в Коссовском повете арестовали 54 человека.

В ноябре 1926-го подготовлена демонстрация, посвященная годовщине Октябрьской революции. Жительницы деревни Яглевичи Екатерина и Елена Клютко, а также Ольга Бахур вышили знамя, но были арестованы, знамя конфисковано. Однако демонстрация все же состоялась.

3 февраля 1927 года рабочие города Коссово и крестьяне окрестных деревень съехались на крупную демонстрацию протеста, организованную Коммунистической партией Западной Белоруссии в ответ на разгром польскими властями Белорусской социалистической громады, арест ее руководителей (в том числе депутатов польского сейма Бронислава Тарашкевича, Симона Рак-Михайловского, Павла Волошина) и активистов. 

С красными знаменами крестьяне прошли по улицам Коссова. На рыночной площади в час дня состоялся митинг. Полицейские пытались пробраться к трибуне, но демонстранты оттеснили их. После выступления секретаря Телеханского подрайкома партии Дегтярика демонстранты двинулись дальше. Специально присланные осадники и стрельцы открыли по ним огонь. Похороны убитых 4 февраля вылились в еще одну манифестацию протеста…

Волна поддержки 

События 3 февраля в Коссове получили широкий резонанс. В поддержку борцов за освобождение Западной Белоруссии выступило Всебелорусское объединение поэтов и писателей «Маладняк», ЦК КПЗБ, трудящиеся поляки Минска и другие. 

В Ивацевичском историко-крае­ведческом музее сохранилось обращение ЦК КПЗБ с призывом протестов против расстрела в Коссове. Читаем: «…Чем вызвано это дикое проливание крови? Дрожат от страха кровавые паны, потому что видят мощную солидарность трудящихся. Чувствуют близкий конец своего панства… Вторая цель кровавых расстрелов — спровоцировать на необъединенные вооруженные выступления наиболее активных элементов, чтобы еще более жестоко расправиться с массами, чтобы под видом борьбы с партизанщиной, «диверсионными бандами» облегчить себе задачу разгрома рабоче-крестьянского движения Западной Белоруссии, затопить его в крови раньше, чем развернется широкое массовое движение во всей Польше. Задача фашизма — разъединять трудовые массы и по частям разбить революционное движение». 

С протестом против национального угнетения трудящихся Западной Белоруссии 4 февраля 1927 года выступили трудящиеся поляки Минска: «…После майского переворота Пилсудского польская реакция и фашизм значительно усилились, усилились также преследования против рабочего класса Польши. Преследования также выражаются в национальном угнетении, в закрытии культурно-просветительских учреждений и массовых арестах революционных деятелей в Польше и Западной Белоруссии. Польские трудовые массы Минска категорически против зверских методов, которые получила польская дефензива и буржуазия в наследие от царской охранки…»

Памятник на месте расстрела белорусов поляками в 1927 году в Коссове.

Палач и революционер 

С событиями в Коссове связаны судьбы двух известных людей. Палача и революционера. Влади­слава Станишевского и Филиппа Пестрака. Первый — староста Коссова. Второй — один из организаторов демонстрации 3 февраля 1927-го.

Коссовскому старосте Владиславу Станишевскому произошедшее стоило должности. Его уволили на основании Устава о государственной гражданской службе, так как расстрел крестьян в Коссове вызвал широкую волну возмущения трудящихся Польши. Но уже в 1929 году его назначают старостой городского повета Гдыни, затем Станишевского переводят в Торунь. Там он вышел к протестующим работникам и был ранен. В 1939-м вернулся из Варшавы в Коссово. Зачем? История умалчивает, как нет информации и о том, где он закончил свою жизнь. Между прочим, Станишевский писал книги под псевдонимом Ян Станьский, однако в историю вошел как человек, отдавший приказ стрелять по мирным демонстрантам в Коссове…

Пилип Пестрак.
Совсем другая память осталась в Ивацевичском районе о Филиппе Семеновиче Пестраке, которого мы знаем как писателя и поэта Пилипа Пестрака. Его именем названы улица в райцентре и в нескольких населенных пунктах, Ивацевичская центральная районная библиотека. 

Пестрак — местный, родился в деревне Саковцы Ивацевичского района. Был одним из организаторов коссовской демонстрации, с 1927 года возглавлял Коссовский подпольный обком КПЗБ. В 1929‑м осужден и пять лет провел в тюрьме в Вильно. В 1939 году возглавил восстание заключенных Гродненской тюрьмы. За организацию восстания приговорен военно-полевым судом к расстрелу, но польские власти не успели привести приговор в действие. 

Пилип Пестрак много сделал для сохранения памяти о событиях в Западной Белоруссии, он заслуженный деятель культуры БССР. Роман Пестрака «Сустрэнемся на барыкадах» — о национально-освободительном движении глазами участника тех событий. Есть у Пилипа Пестрака стихотворение «Заходняй Беларусі». В двух четверостишиях — радость за освобожденную Родину: 

…Рубеж крывавы змыт.
Дзяржаўны крок грыміць.
Свабодных дзён краса у зорах пяцікутных
Да сонца сцеле шлях для радаснай зямлі,
Руйнуе ўсе сляды народнае пакуты.
Шукаю цёплых слоў.
Мы выйшлі з цёмных брам,
І грудзі нашыя пяюць аб гібкай сталі, —
Пароль на збор усім  вызволеным братам,
Чаго так доўга ў змроку мы чакалі.

kozlovich@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter