Дрова рядом с дорогой?..

Одно преимущество древесины бесспорно – это собственный, а не импортируемый ресурс...

Понятие «энергозависимость» к белорусской энергетике полвека   назад практически и сложно было применить. Ибо производство и электричества, и тепла базировалось исключительно на местных видах топлива – торфе и древесине, вплоть до конца 60-х. Конечно, в те времена в республике еще не были построены многие промышленные гиганты, преобладало сельское население, соответственно и энергетические потребности были совершенно другими. Но бытовые нужды дровяные энергоисточники вполне удовлетворяли. Поэтому сегодняшняя программа по увеличению местных видов топлива в энергетическом балансе страны до 25 % — явление, скорее, не новое, а возвращение к хорошо забытому старому. Только на новом качественном уровне.

Конечно, крупным и мощным энергообъектам тяжело обойтись без углеводородов. Но небольшим котельным грех не использовать возможности местных видов топлива. Отношение к дровам и щепе у специалистов неоднозначное. Но одно преимущество древесины бесспорно – это собственный, а не импортируемый ресурс. Значит, его запасы и, так сказать, объемы добычи, и стоимость можно спрогнозировать с большей достоверностью и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде, нежели условия поставки импортных нефти и газа. 

Правда, пока себестоимость гигакалории в системе ЖКХ, выработанной на местных видах топлива, на 40—50 % дороже «газовой». Но и цены на голубое топливо пока не самые «мировые». И имеют стабильную динамику роста. Причем дорожает газ не только в «экспортном варианте», повышается цена за метр кубический и для российских потребителей. А значит, экономическая привлекательность древесного топлива резко пойдет в гору уже в ближайшие годы. Например, в прибалтийских странах, в которых тысяча кубометров природного газа обходится в 300 долларов, к древесине относятся очень даже уважительно. 

Есть и другой аспект: чтобы эффективно использовать энергетическую мощь отечественных лесов, в ближайшее время фактически необходимо создать целую отрасль по заготовке, переработке и транспортировке древесного топлива с высоким уровнем механизации, а также всей необходимой инфраструктурой. Первые шаги в этом направлении сделаны, и в балансе ЖКХ местные виды топлива занимают уже около 20 %. Но объ-емы использования местных видов топлива для нужд отопления и горячего водоснабжения необходимо в ближайшие 3 года, как минимум, удвоить. И хотя сегодня немало котельных уже успешно работают на щепе и дровах, проблемных вопросов осталось еще немало. Для их обсуждения регулярно проводятся совместные коллегии Министерства лесного хозяйства и Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Очередное такое меро-приятие состоялось недавно на базе Логойского лесхоза. 

Прежде всего представители лесного хозяйства продемонстрировали коллегам различные технологии заготовки щепы. Как отметил министр лесного хозяйства Петр Семашко, отечественный машиностроительный комплекс уже создал целый шлейф машин для этих целей. Однако пока нередко возникают вопросы по качеству и функциональным возможностям этой техники. Если к щеповозам производства МАЗа претензий нет, то, по мнению министра, «отечественные харвестеры, рубильные машины, некоторые другие средства механизации еще сыроваты и требуют доработки». Впрочем, лишь некоторые из них являлись опытными образцами. А, например, рубильная машина МР-40 производства ПО «МТЗ» обладает серийным номером 1. К ней, кстати, у представителей лесхоза было немало замечаний. Благо на совместной коллегии присутствовали и представители заводов-изготовителей, чтобы выслушать все нелестные отзывы. В адрес МР-40 их прозвучало немало. 

Во-первых, выхлопная система слишком близко находится к топливному баку. Зимой еще ничего, а летом при температуре 25 градусов тепла солярка начинает закипать. Приходится работать по оригинальному графику: 4 часа рано утром, когда еще свежо, и 4 часа после 18.00 — близится закат, спадает жара. Да и радиатор у агрегата маловат. Один из сотрудников лесхоза поделился впечатлениями об импортном харвестере, который видел на одной из выставок. Мол, двигатель у «иностранца» размером с жигулевский, а радиатор — почти как у МАЗа. С таким никогда не перегреешься. Словом, систему охлаждения у МР-40 необходимо модернизировать. Была помянута «добрым словом» и кабина, которая жестко крепится к раме, — от вибрации у машиниста зуб на зуб не попадает. 

Впрочем, для представителя МТЗ все эти недоработки не являлись особой новостью. Практически все перечисленные огрехи на заводе уже вычислили, они устранены в серийных моделях. Пообещали в ближайшее время улучшить потребительские свойства и МР-40 № 1. Все-таки первый образец, а в любом начинании никогда не обходится без конструкторских недочетов. 

Впрочем, техника не самая главная проблема в использовании древесного топлива. Первый опыт показал, что необходимо детально прорабатывать логистику заготовки и поставок древесного топлива потребителям. Минлесхозом и Минжилкомхозом разработаны соответствующие программы по наращиванию использования биомассы, все планы согласованы между ведомствами. По идее, спрос и предложение должны быть сбалансированы. Так оно и есть на макроуровне. Но во взаимоотношениях конкретных производителей и потребителей той же щепы пока нередко возникают трения. В некоторой степени виной тому и объективные причины. Для лесхозов самое хорошее время для заготовки древесины – лето. А в жаркие месяцы у котельных потребности в топливе минимальные. Но приходит осень, и вместе с отопительным сезоном коммунальщики готовы купить энергетической биомассы больше, чем лесники способны произвести. Такая нестыковка в графиках работы должна выравниваться наличием инфраструктуры, но она только начинает создаваться. По крайней мере, уже очевидно: необходимы площадки для хранения дров и щепы. Другой вопрос, где их строить. Первый опыт показал, что располагать такие объекты рядом с котельными, в населенных пунктах — слишком дорогое удовольствие. В Вилейке строительство такой площадки обошлось в полмиллиарда рублей и еще столько же потребовалось на оснащение ее всеми необходимыми системами противопожарной безопасности. Впрочем, в городе хранить серьезные запасы древесины на других условиях и невозможно. 

Не исключено, что в Беларуси будет использован опыт Скандинавских стран. Там склады топливной древесины выносят за пределы населенных пунктов, размещают рядом с трассами. И потом, по мере надобности, перерабатывают дрова в щепу и доставляют потребителям. Наиболее эффективный вариант с точки зрения логистики. 

На снимке: участок заготовки древесного топлива в Козырском лесничестве (Логойский лесхоз).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter