Белорусская АЭС готовится к пуску

Дрон сюда не залетит

Крупнейшая союзная стройка близится к финишу. Этот объект, расположенный в двадцати километрах от города Островца, в тесном взаимодействии возводят тысячи строителей из двух наших стран. Напомним: решение о строительстве Белорусской АЭС было принято еще в 2008 году. Она имеет два российских реактора ВВЭР‑1200 суммарной мощностью 2400 МВт. Первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию к концу этого года, второй — в 2020‑м. Генеральный подрядчик — инжиниринговый дивизион госкорпорации «Рос­атом».

Решение о строительстве Белорусской АЭС было принято еще в 2008 году. Она имеет два российских реактора.
белта

На днях прошли переговоры Премьер‑министра Беларуси Сергея Румаса с генеральным директором госкорпорации «Росатом» Алексеем Лихачевым

Перед этим глава «Росатома» побывал на объекте, заслушал отчеты руководителей предприятий госкорпорации о ходе работ. Общий вывод Алексея Лихачева таков:

— Первый блок находится в высшей степени технической готовности. По нашим оценкам, это 97 процентов реализации проекта. Сегодня мы в принципе с точностью до дней можем расписать все события и действия, включая физический пуск, подключение к сети, выход на 100‑процентную мощность, взяв за основу Ленинградскую, Нововоронежскую станции аналогичного типа. Мы очень хорошо представляем до деталей все, что будет происходить в ближайшие месяцы, недели, дни и даже часы. При этом напряжение сил и концентрация наших ресурсов на первом блоке ни в коем случае не должны поставить под сомнение темпы и качество работы на втором блоке Белорусской АЭС.
Меры безопасности атомного объекта  — беспрецедентные. Есть и надежная защита от дронов.
Ситуацию конкретизирует замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк, курирующий строительство АЭС: 

— На первом энергоблоке мы находимся в активной стадии пусконаладочных работ, практически вышли на предпусковые операции. Персонал станции уже задействован в режиме действующей станции. Также провели гидроиспытания оборудования первого и второго контуров. Что касается второго блока, то активно монтируется основное технологическое оборудование. Мы также готовимся к этапу подачи напряжения на собственные нужды, чтобы можно было проводить индивидуальное опробование смонтированного оборудования. 

Как известно, строительство АЭС идет за счет российского кредита. Своевременно ли выделяются средства?

 — Проблем с финансированием объекта нет и не ожидается, — заверил Михаил Михадюк. — Финансированием мы обеспечены вплоть до ввода двух блоков. Никаких препятствий для этого нет.

Еще один принципиальный вопрос — кадры. Это важнейший аспект безопасности. Мало того что к энергоблоку будут допущены только многократно проверенные специалисты. Они должны еще сработаться друг с другом и с оборудованием, сдать многочисленные экзамены в учебно‑тренировочном центре, где установлен аналог пульта управления АЭС. Сделано все это должно быть задолго до пуска станции — таково требование МАГАТЭ. Как с этим?

— Первый энергоблок кадрами полностью укомплектован, — сообщил Михаил Михадюк. — Что касается второго, то персонал на ключевые должности подобран и проходит обучение. У нас есть программа набора по тем специальностям, которые не требуют длительной подготовки, и в первом квартале 2020 года мы практически завершим набор.

На строительстве АЭС работали и российско-белорусские студенческие бригады.
ВИТАЛИЙ ПИВОВАРЧИК

И в целом контроль за безопасностью самый строгий. «Тут никаких компромиссов быть не может», — заверил Алексей Лихачев. Арбитром выступает МАГАТЭ. За год в Островце побывали три миссии, недавно завершилась очередная, длившаяся восемнадцать дней. Как и раньше, общая оценка высокая. А в первом квартале 2020 года АЭС посетит миссия МАГАТЭ по комплексной оценке инфраструктуры ядерной энергетики. Это станет главным экзаменом выполнения национальной ядерно‑энергетической программы. Будет оцениваться и готовность Беларуси к эксплуатации станции по всему комплексу ядерной инфраструктуры, а это девятнадцать направлений.

Входит ли сюда защита от дронов, наделавших недавно столько переполоха в Саудовской Аравии? «Вопрос решен на высоком уровне, — проинформировал замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк, отвечающий в правительстве за строительство АЭС. — Требования белорусского законодательства в этом плане даже выше, чем в России и других странах. Приняты документы о мерах безопасности атомного объекта. Над этим мы работаем с соответствующими службами...»

Тесно сотрудничают в вопросах безопасности атомной электростанции и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России и Департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС Беларуси. Миссии Ростехнадзора смогут присутствовать на БелАЭС и оказывать экспертную поддержку на определенных этапах атомного проекта. Это вполне соответствует духу и букве соглашения о сотрудничестве между МЧС Беларуси и Ростехнадзором, подписанного в 2013 году.

Так что строящаяся АЭС — объект во всех смыслах белорусско‑российский, союзный. И пользу он принесет обеим странам. Тут и загрузка высокотехнологичных предприятий заказами на оборудование, и пополнение общей энергосистемы относительно недорогой и экологически чистой энергией. Возрастет ее экспорт в страны Европы. Беларусь сможет высвободить на другие цели несколько миллиардов кубометров природного газа, поступающего из России.

sob@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter