318 вместо 80: значительно увеличилось количество зон, где запрещены полеты авиамоделей

Дрон спускается с небес

Беспилотные летательные аппараты находят все более широкое применение в самых разных сферах хозяйственной деятельности.
Совсем скоро «дорога в облака» для авиамоделей сузится: на днях Министерство обороны приняло документ, в соответствии с которым значительно увеличится количество зон, запрещенных для их применения. Нормативный акт, предусматривающий внесение изменений в постановление Минобороны от 22 августа 2016 года № 18 «Об установлении перечня зон, запрещенных для использования авиамоделей в Республике Беларусь», сейчас проходит юридическую экспертизу. После положительного заключения и последующего официального опубликования документ обретет законную силу, а карта с новыми зонами, запрещенными для использования авиамоделей, появится в открытом доступе. Корреспондент «Р» разбиралась, что изменится для поклонников «карманной» авиации.

Труженик поля

…Над малахитовой зеленью озимого поля одного из агрокомбинатов близ Минска деловито жужжит беспилотник, оснащенный канистрой и соплами с разбрызгивателями на конечностях, — трудится так называемый агродрон, предназначенный для выполнения некоторых сельскохозяйственных работ. 

— Коптер очень удобен, когда нужно сделать точечную обработку какого-то проблемного участка, — рассказывает оператор. — Это называют технологией ультрамалой обработки.

Сейчас беспилотник совершает показательные выступления, демонстрируя свои возможности, поэтому в его 5-литровую канистру залита вода. Но можно поместить в емкость любую смесь для обработки участка. 

— Этот беспилотник работает в полуавтоматическом и автоматическом режимах,
— говорит представитель фирмы, которая продвигает агродроны в нашей стране. — Летает обычно на высоте 2,5 метра над полем — больше не нужно. Скорость движения — 5 метров в секунду, ширина пролета — 3 метра. После внесения в его память необходимых координат дрон выйдет на заданную точку, включит помпу, обработает полосу, выключит помпу, перестроится на другой ряд, включит помпу — и так, пока не отработает заданный участок. Когда закончится баковая смесь или сядет батарея, он запомнит точку прекращения работы и вернется к оператору. Как только проблема будет устранена, прилетит на точку прерывания и продолжит работу.

Мимо проезжает конкурент — самоходный опрыскиватель на высоченных узких колесах. Вероятно, в некоторых случаях малыш-дрон имеет перед ним преимущества: он гораздо дешевле, расход ядохимикатов меньше, к тому же можно не поливать все поле, а лишь обрабатывать отдельные участки, что сделает экологически гораздо чище получаемую продукцию.

Беспилотники с подобной платформой используют в сельском и лесном хозяйстве. Они очень удобны в труднодоступных районах, например, при обработке виноградников, хорошо зарекомендовали себя в борьбе с борщевиком, короедом и даже с бешенством лесных животных — дрон может разбросать в лесу соответствующие лекарственные препараты. 

Безопасное пространство

Беспилотные летательные аппараты находят все более широкое применение в самых разных сферах хозяйственной деятельности человека. Но, к сожалению, иногда ею не ограничиваются. Дрон — инструмент, который люди умудряются использовать и для противоправных целей. Приходилось слышать, что с помощью беспилотников перемещают контрабанду, доставляют в тюрьмы наркотики и мобильные телефоны. Причем риски возрастают. Так, почти год назад дроны парализовали работу лондонского аэропорта «Гатвик». Воздушная гавань более суток не принимала и не отправляла самолеты из-за беспилотников над летным полем. Тогда пришлось отменить около тысячи рейсов, планы 140 000 пассажиров были нарушены. Серьезные последствия для экономики целого региона имела атака дронов в Саудовской Аравии. Напомним, ночью 14 сентября 10 беспилотных летательных аппаратов бомбардировали нефтяное месторождение и предприятие первичной очистки, через которое проходит половина всей нефти компании. В результате добыча упала, цены за баррель подорожали, что встряхнуло экономику многих стран. 

— В 2016 году в стране определили 16 зон, запрещенных для использования авиа­моделей. На ныне действующей карте их 80, а с вступлением в силу нового постановления таких территорий станет 318,
— рассказал Герман Александров, начальник управления Вооруженных Сил по использованию воздушного пространства Республики Беларусь. — Дело в том, что ряд государственных органов и организаций, заинтересованных в обеспечении безопасности некоторых принадлежащих им объектов, решили ограничить над ними полеты дронов и направили соответствующие предложения с обоснованиями, а также списком своих объектов и их координатами в Министерство обороны. Все эти предложения мы проанализировали, изучили обоснования. Работа проделана большая, серьезная, очень кропотливая. В результате из почти 500 зон, где предлагалось ограничить полеты авиамоделей, осталось 318 — за счет того, что несколько объектов различных организаций находилось рядом. Некоторые зоны сделали чуть больше, чтобы охватить два-три предприятия. Фактически установление запрещенных зон — это правовое обоснование применения средств поражения авиамоделей. То есть если ваш дрон несанкционированно залетает на запрещенную территорию, которая охраняется сотрудниками силовых ведомств или же военизированной охраны, они могут и имеют право сбить или посадить этот аппарат. 

В числе тех, кто позаботился о защите с воздуха своих учреждений и предприятий, — Белорусский государственный концерн по нефти и химии (только по его просьбе установлено 46 зон ограничения полетов), Минпром (4 зоны), Минэнерго (62), Минтранс (7), МЧС (9). Обозначение этих зон специальными знаками остается на усмотрение владельцев, Мин­обороны же обеспечит публикацию карты со всеми зонами в открытом доступе на своем интернет-ресурсе. С помощью Национального кадастрового агентства новые границы зон будут обозначены на публичной кадастровой карте страны, укажут и географические координаты.

Неких закономерностей в размещении зон на территории страны не наблюдается. Разве что в основном они концентрируются там, где есть важные промышленные предприятия, то есть по большей части связаны с экономикой. Определены они, разумеется, и в Минске, в районах административных зданий и дипломатических представительств, однако в общем город — одна из немногих в Европе столиц, открытых для применения авиамоделей-беспилотников. 

Карта с новыми зонами, запрещенными для использования авиамоделей, появится в открытом доступе.

Авиационный парадокс

Повлияет ли значительное увеличение количества зон, запрещенных для полетов дронов, на пользователей? С этим вопросом мы обратились в федерацию беспилотной авиации. 

— Зона, запрещенная для полетов, вовсе не является полностью недоступной,
— заверил Глеб Бондарик, заместитель председателя БФБА. — Это означает лишь, что для проведения в ней аэросъемки, что и считается основной функцией авиамоделей, потребуется разрешение не только Генштаба, но и владельца объекта, инициатора запрета. Ко мне обращались представители организаций за консультацией по безопасности, связанной с дронами, и я посоветовал им представить в Министерство обороны письмо с просьбой определить зону, запретную для полетов. Вряд ли проблемы возникнут у обычных пользователей, к которым мы можем причислить и субъекты хозяйствования. В программу многих аппаратов запретные зоны можно внести изначально, и они туда просто не полетят. Хозяйства же, как правило, используют дроны для работы на собственных территориях. Удивляет другое: количество беспилотников растет, сфера их применения расширяется, на базе технологического университета обучают операторов, определены запретные зоны, а четких авиационных правил, регулирующих их полеты, нет. Если в отношении авиа­моделей все более-менее ясно, то БЛА находятся вне правового поля. Точнее, есть правила, по которым дроны приравнены к большим воздушным судам. Получается, нет разницы между полукилограммовым «Фантомом» и громадным «Боингом» — и тот, и другой должны иметь авиационный персонал, аэродром и прочее. В соответствии с ныне действующими правилами хозяйство, которое для опрыскивания посевов приобрело беспилотник весом более 7 кг, то есть нуждающийся в обязательной сертификации, становится эксплуатантом, это значит авиационной организацией со всеми вытекающими последствиями. Кстати, интересную практику мы подметили на конференции в Польше: в министерстве транспорта этой страны есть сотрудник, ответственный за беспилотный транспорт любого типа. 

— Мы годами разбираемся, кого сертифицировать, а кого нет, а ведь это настолько мелкие вопросы! — соглашается Герман Александров. — Делаем акцент на конечном аппарате, который летает. Но ведь чтобы он мог применяться, необходимы информация, инфраструктура, система точного позиционирования. На этом нарабатываются технологии сегодняшнего и завтрашнего дня. Посмотрите, услуги в транспортной сфере с применением беспилотников, и не обязательно летающих, стремительно развиваются, основываясь на решении суперточных навигационных задач. Чем точнее информация, чем быстрее она обновляется, тем скорее мы получим экономический и социальный эффект от современных технологий. Однажды ряд государств на основе этого перейдет совсем на другой экономический уклад.

nevmer@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter