Разбор беспилотных полетов: почему контроль необходим?

Дрон поставлен на кон

Малые беспилотные летательные аппараты — они же коптеры, они же дроны — стремительно и, похоже, основательно вошли в нашу жизнь. Но, кроме блистательных перспектив,  они несут и вполне осязаемую опасность. Как навести порядок в небе?

commercialdroneprofessional.com

Не оказаться в пролете


Еще несколько лет назад эти “машинки” были уделом людей богатых. Сегодня рынок заполонили модели на любой вкус и кошелек, в результате количество дронов растет в геометрической прогрессии. Прогнозы не всегда радужные. Во-первых, в воздухе происходят столкновения интересов любителей просто поиграть и профессионалов. Например, доказано, что находящиеся неподалеку друг от друга аппараты “отвлекаются” на “позывные” разных пилотов и начинают вести себя непредсказуемо. Во-вторых (в некоторых странах это уже серьезная проблема), беспилотники в руках дилетантов несут угрозу для граждан. Из последних случаев: пару недель назад в итальянском Милане была арестована туристка, коптер которой нанес прохожему серьезные травмы лица.

В-третьих, несущие на своем борту фото- и видеокамеры машины все чаще используются для промышленного и других видов шпионажа. В частности, еще в прошлом году Генпрокуратура отмечала факт, что над строящейся БелАЭС регулярно фиксируются дроны, которые ведут наблюдение в запрещенной зоне. Наконец, массовое скопление летательных аппаратов в воздушном пространстве представляет угрозу для авиации.

Вообще, нельзя сказать, что в сфере полетов малых беспилотников в нашей стране существует правовой вакуум. Подобная деятельность регламентируется как минимум несколькими законодательными актами и нормативными документами, рассказывает заместитель председателя Белорусской федерации беспилотной авиации Глеб Бондарик. Основное “руководство к действию” — Указ № 81 от 25 февраля 2016 года “Об использовании авиамоделей”, а также соответствующее постановление Совмина, в котором разъясняются правила и ограничения для пилотов. Летать разрешено на высоте не более 100 метров, при этом модель должна находиться в зоне прямой видимости пилота (500 метров). Нельзя покушаться на запретные зоны, которые устанавливаются Минобороны по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций, без согласования с их “владельцами”. Запрещено использовать определенные радиочастоты. При этом владельцы аппаратов массой более полукилограмма обязаны нанести на борт специальную маркировку со своими личными и контактными данными.

— Для тех, кто желает в добавок ко всему еще и сделать картинки пейзажей с высоты птичьего полета, придется вести переговоры с Генеральным штабом Вооруженных Сил, — предупреждает Глеб Бондарик. — Сперва подавать заявку на проведение аэросъемки и ждать разрешения (или запрета), а потом весь отснятый материал предоставлять на согласование.

Факты таковы: сегодня даже бюджетные авиамодели оснащаются камерами. И люди массово их скупают хотя бы “для селфи”. Это мода, своеобразный тренд, в один голос говорят продавцы летательного ширпотреба.

— Вот модель с неплохой камерой, — демонстрирует пестрый пластиковый товар продавец Игорь, обосновавшийся на рынке в Ждановичах. — Технические характеристики не очень: дальность полета до 70 метров, время в воздухе без подзарядки до 10 минут. Но и стоимость соответствующая — до 150 долларов. Чтобы взлететь над городом и сделать несколько красочных фотографий, вполне достаточно.

Пилотировать нельзя, но если очень хочется...


Простой поход по магазинам и ларькам показывает, что приобрести коптер по своему вкусу сегодня не проблема. Хоть крошечный “жужик” весом 200 граммов, хоть профессиональный 20-килограммовый агрегат. В серьезном магазине (их в стране по пальцам одной руки пересчитать можно) при покупке не менее серьезной (и дорогой) техники дилер может предложить пройти обучение пилотированию на специальной площадке, но и это дело сугубо добровольное.

А вот полная легализация приобретенного коптера — тот еще квест. Я решил быть исключительно законопослушным гражданином и в качестве эксперимента поставил цель пройти все этапы согласования моих полетов. Оказалось, что первым делом мне нужно вступить в федерацию беспилотной авиации. Для чего? Дело в том, что подавляющее большинство находящихся в свободной продаже беспилотников работают на частоте 2,4 ГГц. А монопольное право ее использования принадлежит именно федерации.

— Год назад свершилось: в Государственном комитете по радиочастотам нам выделили для пользования единую радиочастоту, — говорит Глеб. — Это решение, которого мы добивались несколько месяцев, имело ряд последствий. Во-первых, тем самым был “задавлен” черный рынок МБЛА (дроны с другими параметрами попросту не могут пройти таможню). Во-вторых, прекратились конфликты в радиоэфире, когда любители случайно вторгались на “территорию волн”, например, подразделений МВД или военных. В-третьих — и это, на мой взгляд, очень важно, — на нашу организацию было возложена задача контролировать и вести учет всех малых беспилотных систем в стране.

Хорошо, буду послушным парнем. Вступаю в федерацию, чтобы получить право пользоваться радиочастотой. Оплачиваю вступительный и годовой членские взносы (почти 50 рублей). Онлайн-заявку на членство заполняю быстро, отсылаю также электронную фотографию. В течение 10 рабочих дней в персональный электронный ящик приходит положительный ответ. Можно отправляться в офис организации и получать удостоверение и маркировочную бортовую наклейку. Все, можно спать (летать) спокойно?

— Теперь вы можете смело приступать к полетам. Разумеется, соблюдая правила, — подтверждает зампредседателя федерации. — Однако мне сложно представить, что вы сможете удержаться от аэросъемки. А значит, вам еще предстоит согласовать свои действия с Генеральным штабом.

Процедура стандартная. Пишем заявление и отправляем по почте. В течение 5 рабочих дней ждем ответ. Благо услуга оказывается бесплатно. Если в процессе съемок не будут нарушены запретные зоны и прочие ограничения, можем приступать к сопровождению свадьбы, подготовке рекламного ролика или созданию серии необычных фотоснимков для собственного аккаунта в Instagram. Правда, есть здесь еще один нюанс, предупреждают в ведомстве. В дальнейшем перед использованием материалов съемки их нужно предоставить на изучение все в тот же Генеральный штаб. Там специальная комиссия оценит материалы на предмет наличия в них ограниченной к распространению информации и выдаст “добро” (или не выдаст)...

Я как обычный обыватель, который поддался моде и решил “погонять” на коптере, задаюсь резонным вопросом: стоит ли овчинка выделки? Статистика Белорусской федерации беспилотной авиации такова: по самым скромным оценкам, количество в нашей стране более или менее серьезных летательных аппаратов, способных выполнять ряд стратегических задач и вести профессиональную съемку, достигает 5 тысяч. Счет любительских дронов малой массы вообще идет на десятки тысяч. Но хотя все они используют радиочастоту федерации, в реестре МБЛА значится чуть более 300 аппаратов.

Общие настроения в среде “беспилотных управленцев” можно передать рассказом 35-летнего минчанина Сергея, который уже несколько лет использует дрон в качестве основного источника доходов — ведет коммерческую съемку:

— На рынке наших услуг большая конкуренция. Заказчик требует выполнения работы день в день. Если я начну проходить все процедуры согласований — сперва брать разрешение в Генштабе, отсылать туда материалы, ждать решения комиссии и так далее, — клиент попросту “отвалится”, а я лишусь денег. Приходится осознанно нарушать.

Сергей рассказывает показательную историю. Однажды он вел съемку в столице. Полет согласован ни с кем не был. Пилота с напарниками задержали военные, на территорию которых рекламщики нечаянно вторглись, передали милиции. Ребята провели в отделении пару часов и были отпущены. Еще через неделю им в полной сохранности вернули технику. Никаких санкций в итоге не было:

— Мне кажется, просто никто не знает, как объединить все нормы использования МБЛА в единую инструкцию.

Воздушные бои


Согласно новой редакции Воздушного кодекса, которая вступит в силу 23 декабря, все без исключения дроны будут подлежать обязательной сертификации и постановке на учет. Однако как это выполнить на практике? Очень много у пользователей на руках так называемых хоббийных моделей — “мелочи”, которая способна уместиться на ладони. Та же федерация попросту не справится с валом заявок на регистрацию, говорит Глеб Бондарик:

— Мы предлагаем отсечь от необходимости регистрировать системы с очень малым весом. Во-первых, они полностью безопасны в эксплуатации. В случае падения не способны нанести вред человеку, точно так же, как не способны привести к ЧП при столкновении с воздушными судами. Но более серьезные системы — до 25—30 килограммов — нужно в обязательном порядке ставить на учет и маркировать.

Из недавних новостей: самолет “Белавиа” был вынужден отменить посадку в столичном аэропорту и пойти на второй круг. Дело в том, что пилоты, пролетая над Заславлем, на высоте в несколько тысяч метров зафиксировали опасное сближение пассажирского судна с неопознанным беспилотником. Страшно представить последствия, если бы лайнер на скорости в сотни километров в час столкнулся с хотя бы полукилограммовой “игрушкой”.

И еще один резонансный случай, уже из Лиды во время фестиваля LIDBEER. Экстремальное видео выложил в интернет пилот коптера. Все действо происходило прямо над праздничной городской площадью (во всяком случае, на заднем плане был виден Лидский замок). “Как все было: летел вертолет, и датчики дрона определили поток воздуха как препятствие и облетели вертолет. Все в порядке, дрон живой, ни одной царапинки на нем нету”, — радовался в своем видеообращении владелец беспилотника. Правда, недолго. Вскоре свою экспертную оценку происходящему дали представители ДОСААФ — задень беспилотник винт вертолета, могла случиться катастрофа. Автор ролика постарался удалить из сети все “хвосты”, а затем и вовсе начал пользоваться легендой, якобы к видео никакого отношения не имеет, а попросту растиражировал чужое.

В Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций — еще одной заинтересованной в наведении порядка организации — рассказали, что оба случая детально рассматривались.

— Мы проводили свое внутреннее расследование, — подтвердил главный специалист отдела аэродромных стандартов и аэронавигации Александр Акуленко. — Но владельцев опасных дронов пока что найти не удалось. В первом случае (с самолетом) информация вообще больше похожа на вымысел, однако кому понадобилось ее распространять, остается неясным. Что касается лидского инцидента, здесь налицо вопиющее нарушение всех действующих правил. Начнем с простого: владелец коптера не является членом федерации беспилотной авиации, а значит, вообще не имеет права проводить полет на ее радиочастоте. Далее: о съемках с воздуха не была оповещена хотя бы местная администрация и организаторы фестиваля. А еще, хотя если судить по видео, выше 100 метров беспилотник не поднимался, он явно находился вне зоны прямой видимости оператора. Такой “букет” нарушений грозит нешуточной ответственностью.

На практике “летуны” часто остаются безнаказанными. Надолго ли? Я поинтересовался у представителей Департамента по авиации, в чью компетенцию входит контроль за техническим состоянием летательных аппаратов.

— Суть не в том, кто виноват и что делать в конкретном случае. На проблему нужно смотреть шире: какие меры предпринимать, чтобы поместить МБЛА в правовое русло? Ведь сегодня у нас нет детально прописанного законодательства, с помощью которого можно было бы установить подобные рамки, — признает Александр Андреевич. — Мы лишь в начале этого пути и начали с предложений в новую редакцию летных правил, которые скоро будут проходить общественн
ые слушания.

Принудительная посадка


Теоретически работники Департамента по авиации могли бы принудить владельцев беспилотников проходить процедуру проверки летной годности. Но стоит ли идти на такие меры? Ведь это по сути тот же техосмотр, только для воздушных судов. А нужно ли сегодня проходить ТО владельцу велосипеда или самоката? Затребовав на осмотр все без исключения летательные аппараты, транспортники могут попросту не справиться с задачей. Потому позиция департамента схожа с мнением Белорусской федерации беспилотной авиации: отказаться от регистрации особо малых беспилотников, повышенное внимание уделять лишь более серьезным машинам. В отношении пилотов мелких “жужжалок” нужно проводить разъяснительную работу, уверен Александр Акуленко:

— Мы разработали предложения по ужесточению наказаний за нарушение авиационных правил. Если сейчас по статье 18.40 КоАП нарушителю грозит штраф в размере 20 базовых величин, то в случае принятия наших предложений он увеличится до 50 базовых. Кроме того, вводится новое понятие “нанесение ущерба жизни, здоровью и имуществу”, а здесь речь идет не только об административной, но и уголовной ответственности.

Беспилотники стремительно ворвались в нашу повседневную жизнь. Еще несколько лет назад они были примитивными и позиционировались исключительно в качестве игрушек. А сегодня эти аппараты находят применение практически во всех сферах экономики. Неудивительно, что законодательная база подавляющего большинства стран попросту не успела адаптироваться под стремительно изменившиеся реалии. Но если дроны уже в небе, то их полеты должны проходить, что называется, нормально и в штатном режиме. А главное — безопасно.

ПРИМИТЕ ПОЧТУ!

В мае на открытии II Белорусского ИКТ-саммита представители Министерства связи и информатизации сообщили, что с помощью дронов планируется доставка почты — речь шла о точечной доставке в труднодоступные места. В качестве примера приводилась ситуация с разрушением моста через Припять, которое спровоцировало сложности с доставкой почтовых отправлений.

Напомним, что к концу 2020 года должна быть завершена технологическая модернизация услуг “Белпочты” в сфере логистики, интернет-торговли и финансовой системы. Возможно, к тому времени беспилотники будут полноценно задействованы в качестве курьеров.

ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Как только стало понятно, что беспилотники могут использоваться не только в мирных целях, против них стали изобретать “противоядие”. Например, в Нидерландах и Великобритании охотиться на дроны с контрабандой обучают орлов. В нашей стране есть разработка не такая оригинальная, но не менее эффективная. Конструкторское бюро “Радар” выпустило прототип радиоэлектронного ружья, способного “оглушить” небольшой дрон. Ружье сконструировано на базе корпуса страйкбольной винтовки и оснащено тремя антеннами. “Гроза-Р” (такое название присвоили оружию) способна “подстрелить” летательный аппарат на расстоянии не менее 2 километров.
Рисунок Олега Попова

КОПЫ ПРОТИВ КОПТЕРОВ

• В США и Канаде запрещено летать в национальных парках и заповедниках. Обязательная постановка на учет коптеров недавно была упразднена в связи с многочисленными жалобами их владельцев. Однако существует несколько ограничений. В частности, нельзя использовать беспилотник массой более 25 килограммов, летать выше 120 метров и так далее. Для управления беспилотником свыше 25 килограммов потребуется лицензия пилота.

• Во Франции регламентировать полеты коптеров начали еще в 2012 году. Сегодня там нельзя летать на высоте более 150 метров, в общественных местах, над людьми, вблизи аэропортов. Штраф за нарушение может достигать 1000 евро.

• В Австрии с 2014 года действует закон, регулирующий все полеты мультикоптеров. На территории страны действуют 4 летные зоны со своими правилами: открытые природные пространства, территории с нежилыми строениями (например, фермами), с жилыми домами (деревни, загородные виллы) и города с большим количеством людей. Так вот полеты на коптерах разрешены только в первых двух зонах. Для посещения остальных потребуется лицензия пилота, а также сертификаты не только на сам дрон, но и на отдельные его детали. Впрочем, ограничения не касаются беспилотников массой до 250 граммов и дальностью полета до 30 метров.

• В Испании, помимо стандартных ограничений, предусмотрен запрет на полеты в ночное время суток. Полностью открыты для пилотирования малолюдные пляжи и загородные территории. А вот за наблюдение за достопримечательностями могут арестовать и выписать штраф 200—300 евро.

• В России обязательная регистрация всех МБЛА весом более 250 граммов введена в 2016 году. Процедуру проводит Федеральная служба безопасности. Контролирующий орган требует предоставлять информацию не только о владельце беспилотника, но также страну-изготовитель, год изготовления, назначение аппарата, максимальную взлетную массу, количество и мощность двигателей и так далее.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter