Полоцк. Вид на кадетский корпус и Николаевский собор. Начало XX века.
Об историческом, культурном и духовном наследии Полоцка и Полоцкого княжества в целом не грех помнить всегда, но в 2022‑м, объявленном в нашей стране Годом исторической памяти, это особенно актуально.
Ведь Полоцкое княжество, первым правителем которого согласно дошедшим до нас литературным источникам был князь Рогволод, уже в начале своего существования представляло собой наиболее самостоятельную политическую единицу того временного периода в регионе, чье могущество базировалось на контроле торгового пути из Балтики через Двину и Днепр в Черное море и не уступало ни Киеву, ни Новгороду.
С момента основания и первого упоминания в летописных источниках в 862 году Полоцк выделялся среди других городов и земель Восточной Европы своим своеобразным положением и системой государственного управления. В ней было много общего с соседскими княжествами — Новгородом и Киевом, но существовала одна важная особенность: Полоцк на протяжении всей истории Древней Руси и во все последующие временные периоды оставался самостоятельным и очень важным центром и играл выдающуюся роль для всего региона.Все последующие после Рогволода правители Полоцкого княжества преумножали славу и богатство этих земель, были властителями мудрыми и дальновидными.
Панорама Полоцка. 1918 год.
Особую роль в истории города и княжества сыграли две сильные женщины. Первая — княжна Рогнеда (которую многие летописцы небеспочвенно сравнивают по уму, красоте и влиятельности с легендарной княгиней Ольгой), жена крестителя Древней Руси и мать Изяслава — второго правителя Полоцкого княжества и Ярослава, получившего почетное прозвище Мудрый и заложившего основы славянского законодательства в своем монументальном труде «Русская правда», увидевшем свет в 1016 году, за пять столетий до выхода первого Статута Великого княжества. Второй стала внучка Всеслава Чародея, которую мы знаем как преподобную Евфросинию, игуменью Полоцкую, основавшую Полоцкий Спасский монастырь и вложившую сердце и душу в популяризацию христианства на Полотчине, строительство новых храмов и монастырей, развитие образования, создание книжных мастерских и библиотек.
Именно по ее заказу в 1161 году местный мастер Лазарь Богша сделал крест, известный как Крест Евфросинии Полоцкой. Эта реликвия стала национальной святыней и одновременно памятником старобелорусской письменности.Сувенирная открытка «Почтальон». Начало XX века.
Книги Владимира Лиходедова «Полацк. Першая сталiца» и «Полацк. Крынiца ведаў i асветы прамень» посвящены важнейшим вехам в истории земли Полоцкой, но основной акцент автор сделал именно на нравственной и просветительской составляющих, на исторической значимости Полоцка и Полоцкого княжества для формирования современной, независимой, духовно богатой и образованной Беларуси.
Полоцкие кадеты на зарядке.
Меню обеда полоцких кадетов.
— Вот это все мне и хотелось показать при помощи двух новых книг, — продолжает Владимир Лиходедов. — Да, существует масса трудов и научных работ о Полоцке, но мне показалось правильным все обобщить и дополнить общеизвестную информацию богатыми и во многом абсолютно уникальными иллюстрациями. Аналогов новинкам на данный момент совершенно точно нет. За полвека мне удалось собрать уникальную коллекцию и разместить в этих книгах-альбомах огромное количество эксклюзивного материала, которого нет ни в музеях, ни в архивах. Я бы даже назвал двухтомник «печатным музеем Полоцка».
Парта из Полоцкой академии. Конец XVIII — начало XIX века.
Владимир Лиходедов подчеркивает, что оба издания — «Полацк. Першая сталiца» и «Полацк. Крынiца ведаў i асветы прамень» — будут интересны максимально широкой аудитории как у нас в стране, так и за рубежом. Материал подан в очень доступной форме, богато иллюстрирован старыми фотографиями и открытками. Страницы изобилуют фотоснимками артефактов и документов, которые будут публиковаться впервые. Часть материала — настоящий эксклюзив, и поэтому они будут действительно интересны как рядовому читателю, так и людям, которые занимаются историческими исследованиями и краеведческой деятельностью, а также коллекционерам и филокартистам.
— Полоцк — наша жемчужина, — убежден Владимир Лиходедов, — и поэтому хотелось бы, чтобы все могли по достоинству оценить величие этого города и его выдающийся вклад в развитие белорусской государственности, просвещения и духовности.
Мы — наследники великих людей, великой истории, великой культуры.Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.