“Дрессировщик — это призвание”

Цирк — пожалуй, старейшая из изобретенных человечеством “фабрик грез”. И сегодня, несмотря на то, что детвора и подростки могут выбирать из множества вариантов досуга, цирк по-прежнему остается вне конкуренции. Ну а самый большой восторг у зрителей в цирковой программе всегда вызывают выступления дрессировщиков со своими питомцами. Сегодня в гостях у “Народной газеты” артистка Белорусского государственного цирка Надежда КРАСОВСКАЯ, под чьим началом — “труппа” из четырех обезьян.

Вообще-то на дрессировщиков в училищах или вузах не учат. Это — призвание, которое находит человека само. Большинство дрессировщиков продолжают “трудовую династию”, и, как в старину, азы мастерства передаются из поколения в поколение. Надежда Красовская — исключение из правил. Ее родители — представители вполне обычных профессий, и цирковая династия в семье моей собеседницы начнется с нее. Да и вообще представительниц слабого пола среди цирковых дрессировщиков немного во всем мире. Именно потому, что эта работа слабости не прощает. Тем более дрессировка обезьян, которых наряду с медведями опытные дрессировщики называют самыми опасными животными цирковой “фауны”, опаснее даже тигров и львов. Входя в клетку к царю зверей, дрессировщик внутренне собран и готов ко всему. Медведи же, изучив психологию человека, умеют прикинуться такими милыми “плюшевыми зверюшками”, что человек невольно теряет бдительность, за что вполне может поплатиться здоровьем и даже жизнью. Тем более на подобный “трюк” способны приматы. Обезьяны — вовсе не умильные создания, этот стереотип создан кино и мультипликацией. В жизни даже маленькая мартышка, когда оскаливает пасть, похожа не на забавного человечка, а на злобного неандертальца. А питомцы Надежды — практически с нее ростом: некоторые особи достигают в высоту полутора метров, не говоря уже о том, что обладают внушительными клыками. А в скорости реакции и физической силе человеку, а тем более женщине, с “братьями меньшими” не сравниться. Среди мохнатых артистов Надиной “труппы” — гамадрил, лапундер, макака-резус и всеобщая любимица юная шимпанзе Нюра.
— Быть артисткой цирка я мечтала с детства, — рассказывает Надежда. — И когда пошла учиться на воздушную гимнастку, для мамы это стало настоящим шоком. Здесь, в цирке, я и нашла свое призвание — быть дрессировщицей. Сначала этот выбор мама тоже не одобрила (ведь в моей работе не избежать укусов, травм), теперь смирилась.
Профессиональное мастерство Наде передал ее муж, Андрей Теплыгин. Он — дрессировщик потомственный, его отец дрессировал львов, тигров и пантер, и детство Андрей провел среди этих милых “кошечек”. За свою цирковую карьеру успел поработать с самым разным “зверьем”. В Наде, молодой артистке труппы, сразу увидел характер дрессировщика — твердую волю и смелость без тени сомнений.
— Шесть лет назад мне пришлось работать без ассистента, — рассказывает Андрей Теплыгин. — Надо было забрать с арены двух крупных, агрессивных обезьян и увести их в клетки. Никто из артистов не решился, а Надя просто подошла к ним, спокойно взяла за поводки и повела. Звери всегда чувствуют страх человека, даже если он не выдает себя ни мимикой, ни жестами. И если бы Надя дрогнула хоть на мгновение, наверняка обезьяны бросились бы на незнакомого им человека. После этого случая артисты нашей труппы с уважением сказали Наде: “Ну ты даешь!”, а я понял, что не ошибся: у нее есть все данные, чтобы стать отличным дрессировщиком.
Не игрушка,
а личность
— Для постороннего человека обезьяны одного вида — “на одно лицо”, — говорит Надежда. — На самом деле у каждой из них свой неповторимый характер. Есть оптимисты и пессимисты, холерики и меланхолики, умные и глупые, талантливые и бесталанные. Как правило, цирк покупает совсем юных обезьянок, и определить, будут ли они обладать артистическим талантом, когда вырастут, невозможно. Но обезьяны в наших широтах — “товар” дефицитный и дорогой. Так что вырастить “артистов” из того, что есть — задача дрессировщиков. Бывает, бъешься с одной обезьяной над простейшим трюком по полгода, а другой хватит и одной репетиции.
Как и люди, обезьяны бывают в хорошем и плохом настроении. Например, очень не любят зиму. Зимой их даже поят красным вином — “для сугреву”. Очень портится настроение у обезьян, когда люди начинают строить им рожи.
— Это их задевает, — поясняет Надя. — Поэтому обезьяны, вопреки стереотипам, терпеть не могут детей.
Сегодня в Беларуси мода на экзотических домашних животных. Случается, в квартире заводят обезьянку, не подозревая, что избалованный зверь, подрастая, способен нанести ребенку, да и взрослому, серьезные увечья. Не говоря уже о том, что для квартиры обезьяна — стихийное бедствие.
— Воспитать обезьяну — огромный труд. Требуется много терпения, знаний и опыта, которыми самодеятельные “дрессировщики” не обладают. Так, кстати, к нам в цирк попал шимпанзе Жора. Моряк привез его из Африки в Минск, в подарок детям. Жора воспитывался как “человеческий детеныш”, но быстро освоился, подрос... Словом, бывшим хозяевам он обошелся в круглую сумму, а нам они его подарили и еще благодарили, что мы забрали от них этот кошмар. Больше года мне пришлось корректировать издержки его домашнего воспитания, прежде чем с ним можно было начать репетировать.
Среди обезьян, рассказывает собеседница, есть те, кто любит аплодисменты, хочет быть в центре внимания, и те, для кого арена — просто работа. Есть смелые и трусливые. И о каждом из своих питомцев Надя может рассказывать часами.
— Гамадрил Лёнчик выглядит внушительно, но по характеру трусоват. Если на манеже ковер другого цвета, отказывается ступать на него, пока не привыкнет. Не говоря уже о том, что боится чужих людей. А животные, когда боятся, нападают.
“Свои” для минских цирковых обезьян — только Надя и Андрей. Надежда даже костюмчики для своих “артистов” шьет сама: снимать с “модели” мерки для костюмеров дело опасное.
— У дрессировщика выходных не бывает, как и отпусков. Если оставишь обезьян хотя бы на день, они перестанут признавать в тебе вожака, “маму”. Кормлю их обязательно сама: кто дает еду, тот вправе требовать послушания.
У каждой из обезьян, по словам Нади, есть свои критерии выбора “друзей” среди людей. Впрочем, все обезьяны по необъяснимым причинам предпочитают светловолосых и белокожих: темные волосы и смуглый цвет лица вызывают у них агрессию. А еще почему-то недолюбливают все обезьяны людей в форме. В любой: милицейской, армейской, летной или железнодорожной.
Дрессура грязная
и чистая
Непреложные правила дрессуры: не смотреть обезьяне в глаза (она воспримет это как вызов), не делать резких движений, говорить ровным, доброжелательным голосом и — лишний раз не ругать. Обезьяны зло помнят долго и обязательно отомстят. Например, откажутся выполнять отработанный трюк на арене во время выступления.
— Но и только “сюсюкать” с ними нельзя, — поясняет Надежда. — Я “мама” строгая: могу и по попе отшлепать, и голос повысить. Первое, чему я их учу, — слову “нельзя”.
Шимпанзе Нюра еще совсем юная актриса. Ей полтора года, по человеческим меркам она в возрасте трехлетнего ребенка. Но слово “нельзя” знает твердо. А вообще-то понимает около полусотни слов. Уровень развития взрослого шимпанзе выше чем у собаки: сравним с шести-семилетним человеческим ребенком. И этот недюжинный ум доставляет дрессировщикам немало хлопот.
— Запереть обезьян трудно, они очень ловко открывают любые замки и задвижки. Как-то на гастролях шимпанзе Жора, выбравшись из клетки, направился к плите, где готовилась еда для цирковых собак. Работница как раз вышла из комнаты. Супчик Жора приготовил по собственному “рецепту”. В дело пошли стиральный порошок, мыло, целый пакет соли, средство для мытья посуды...
— Бывает, что обезьяны убегают?
— Да, но далеко не уходят. Выходят на улицу — и пугаются. Так и стоят, ошарашенные, пока дрессировщик не прибежит их “спасать”, вести “домой”.
Пока что полуторогодовалая Нюра Наде едва до пояса, но со временем обещает стать высокой, статной красавицей. Выросла она в квартире Нади и Андрея, поэтому временами кажется почти человеком, только вот не говорит.
— Нам она досталась еще грудной, мы ее детскими смесями из соски кормили, памперсы покупали.
Нюра умеет смеяться и плакать, капризничает как ребенок: она быстро усвоила, что умильная мордашка может поколебать решимость хозяйки. Охотно надевает свитера, штанишки, шубку, ботиночки и шапку, без страха ездит в машине и вышагивает по улице за ручку с “мамой”. Нюра легко покоряет сердца. Но дрессировщику, как любому хорошему руководителю, нельзя иметь любимцев, выделять кого-то: ревность породит драки и склоки. Ну а главное, чему всегда учит молодежь опытный дрессировщик — животных, с которыми работаешь, надо любить. Если не будет любви, не будет и доверия между зверем и человеком. Животное не будет слушаться, сорвется с самых толстых поводков. Дрессуру, основанную не на взаимной любви и доверии, профессионалы неуважительно именуют “грязной”.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter