Драйв от Дрейка

.
...Старинный галеон "Пеликан" стоял с поднятыми парусами. Паруса не были ни белоснежными, ни алыми, а нормального, продубленного всеми ветрами и морскими брызгами "холщового" цвета, с аккуратными заплатками по краям. Как и полагается снастям корабля, который пережил не один океанский шторм.

При виде парусника, на палубе которого свернулся клубком брошенный канат, возникало естественное желание ступить на борт и отдать швартовы. Ну и что, если из капитанской рубки может выглянуть взлохмаченная голова легендарного пирата Фрэнсиса Дрейка?! По крайней мере, романтика дальних странствий обеспечена.

Увы, два обстоятельства мешали исполнить мечту: кораблик находился в сухопутном Минске. И был маленький-маленький - в масштабе 1:75 к настоящему.

Таким кораблям - море по колено

"Пираты" из нашего города

В том, что в полуторамиллионном и речном Минске наверняка обитают морские души, сомневаться не приходилось. Все мы немножко больны морем. Но что среди них окажутся настоящие искусники судомоделизма, я не думала. И зря.

Поскольку мир моделистов - как закон сообщающихся сосудов, то год назад решили они устроить в Национальном музее истории и культуры свою первую выставку. Микрокораблики взрослым и детворе понравились - и минские "корабелы" решили опыт повторить: нынешней весной принесли свои творения на экспозицию в Музей истории белорусской литературы.

В ставшем похожем на палубу океанского лайнера музее я и отловила "морских волков". И в первую очередь инициатора проекта Александра Жигальского.

Оказалось, на своем бесшумном станочке Александр может до трех ночи колдовать над очередным парусником. Соседям тихий гул не мешает, а родные к увлечению привыкли. Во-первых, понимают: недавний капитан-лейтенант тоскует по Тихому океану, глубины которого бороздил на мощных подлодках. А во-вторых, увлечение-то очень романтичное: любовно выточенная из подсушенных деревяшек точная копия корабля с парусами, реями и прочими мудреными аксессуарами - настоящее произведение искусства.

Моделизмом минский школьник Саша Жигальский начал заниматься еще в третьем классе 30-й столичной школы. Начинал с бумажных моделей, чертежи которых, к счастью для многочисленных фанатов СССР, публиковались в немецком журнале "Модельбау хойте" и польском "Малом моделяже".

Смех смехом, но в погоне за мечтой минский моделист поступил в Ленинградское училище подводного плавания, 16 лет ходил на субмаринах, после чего, став ненужным российскому флоту, вернулся в родной город. Тот не то чтобы радушно принял молодого пенсионера, но и не оттолкнул его. Так, пройдя несколько сухопутных дорожек, Александр вновь вернулся к морской стихии: руководит в центре межшкольной работы судомодельным кружком.

Любят "Чайку" паруса

Крикливые чайки ведь обязаны кружить над туго натянутыми парусами, правда? И гортанно приветствовать смелых мореходов.

Но привычная маринисту типа Айвазовского картина в белорусском исполнении выглядит несколько иначе: 37-летний минский сапожник Андрей Кузаев имеет всего одну "Чайку". Швейную машинку то бишь. И на ней по ночам (охота ведь пуще неволи) шьет к своим галеонам и карракам паруса из выклянченной у жены старой простыни. А чтобы были они, как настоящие, красит в чайной заварке или кофейном растворе.

Андрей специализируется на судах XIV - XVII веков. В его домашней эскадре - романтичные галеоны легендарного пирата Фрэнсиса Дрейка, знаменитая каравелла "Санта-Мария", на которой Колумб открывал Америку.

Ни одно из своих творений (все они, надо сказать, сделаны вручную, без станка) Андрей не продает.

"А зачем, - говорит. - На жизнь мне и так хватает". А за 100 "баксов" нет смысла расставаться с предметом своей страсти. Проще с женой, которая ее не разделяет, развестись. К тому же внуки должны знать, что за рукастый у них был дед.

Впрочем, рассуждает Андрей дальше, если бы нашелся богатый клиент- эстет и скупил всю партию моделей скопом, то, возможно, он и продал бы свою коллекцию. А вырученные деньги вложил в дальнейшее развитие подсобного промысла. То есть купил бы портативные токарный да фрезерный станочек и поставил дело на поток.

Но опять же - во-первых, штучность уйдет.

Во-вторых, нет в родной стране подобных клиентов.

Ну а насчет внуков мы уже слышали.

На нынешней выставке Александр Жигальский как драгоценную реликвию вручил Андрею сверток - абрисы византийского парусника XIV века. Правда, в отличие от Александра, изготавливающего модели в масштабе один к ста, он специализируется на "семьдесятпятках". Но разве для настоящего умельца помеха - уменьшить или увеличить с помощью ксерокса будущую модельку.

Посложнее бывает другая забота - где хороший материал раздобыть. Приличная чурочка из дающего цвет благородной старины ореха на 30 долларов тянет. Но если нет таковой, можно и подручными средствами обойтись. Был в деревне в гостях у тещи - поленницу из яблоневых чурбачков заприметил. Знатные полешки, подсохшие. Тут же парочку "экспроприировал" и привез в Минск. Впрочем, и в самой столице подручный материал можно раздобыть - березовую тарную дощечку, что соседи выбрасывают за ненадобностью, обзаведясь новой мебелью. Или наоборот: стоит у мусоропровода выставленная в утиль старая тумбочка. А боковинки в ней - из такой просохшей как следует древесины, что сама в макет просится. Правильно подобранная морилка любую старину обеспечит.

Ради высшего куражу даже цветной металл для фурнитуры корабликов удается раздобыть. Свалок-то с отходами пока хватает. Слава Богу, не дошло еще, как у москвичей, до разорения сорочьих гнезд. А то, говорят, ушлые московские моделисты караулят любящих блестящие предметы пернатых и здорово разживаются в их гнездовьях.

И все-таки, как ни уверяли меня минские моделисты, что тщеславие им незнакомо, а "продажность" и вовсе чужда, выставки своих моделей они недаром в музеях проводят. Как признался Александр Жигальский, одной из целей обнародования промысла была такая - привлечь к сотрудничеству тех моделистов, кто не чурается продаж своей продукции.

Мы накануне выставки специально с художественным салоном связывались, приглашали тамошних мастеров, но ответа не дождались, - горячился невозмутимый морской волк Александр.

И я решила поехать в знакомый многим минчанам художественный салон, который нынче называется галереей искусства.

Пообщавшись с директором галереи Еленой Лаговской, я вообще была поражена парадоксальности сложившейся ситуации.

- По правилам мы, будучи галереей Белорусского союза художников, должны принимать на комиссию лишь изделия членов союза. И то в небольших количествах, поскольку основная наша специализация - живопись, графика, керамика, - рассказала Елена Васильевна. - Всем остальным самодеятельным мастерам могу посоветовать обращаться в другие галереи - в Минске их нынче хватает, где наверняка с удовольствием возьмут модели для продажи.

Причем парадокс заключался не в том, что приемщики галереи требуют от сдатчиков членство в союзе - в конце концов, они обязаны лоббировать интересы своего ведомства. А в том, что продукция самодельщиков и впрямь выше классом. Достовернее и изящнее - да не обидятся благородные члены за сермяжную правду.

Русалка на корме

"А вот есть среди вас мэтр, который делает кораблики лучше всех в республике?" - приставала я с коварным вопросом к моделистам, предполагая, что каждый почитает в душе себя за такового. Но те оказались на высоте. "А как же, - отвечали мне единодушно. - Имеется таковой: лучший не только в республике, но и, пожалуй, в Европе мастер по декору кораблей. Работает в салонном масштабе: один к 25. Любую фигурную резьбу осилит". "И кто таков?" - допытывалась я. "Юрий Калмыков", - показали мне на интеллектуального вида брюнета с бородкой.

- Говорят, вы лучший в Европе украшатель корабликов, - подошла я к мэтру в джинсах.

- Подумаешь, - небрежно обронил он. - Европа ведь не такая уж и большая.

Да, чуть не забыла: хорошая модель должна прочно сидеть на воде. Лучшие моделисты специально апробируют их в ванной. Почему не в реке или в море? Потому что тогда надо уменьшать до нужного масштаба волну и ветер.



Кстати

Легендарную каравеллу Колумба "Санта-Мария" многие моделисты называют карракой, поскольку точных чертежей затонувшего судна не сохранилось. Что, в принципе, дает моделистам всего мира повод для творческих импровизаций.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter